надежда морозкина
«Зимушка-зима». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 44
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Тема: «Зимушка-зима».
Выполнила: Морозкина Н. Ю.
Воспитатель
Арзамас 2014год
Публикация «„Зимушка-зима“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы.
Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.
Ход занятия.
В:Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня ….
Д:(Зима).
В: О каком времени года мы будем сегодня говорить?
Д: (о зиме).
Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.
В: Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.
В: Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).
Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.
В:Назовите пожалуйста зимние месяцы.
Д:(Декабрь, январь, февраль).
В:Молодцы.
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
В: Как называют в народе декабрь?
Д:(хмурень).
В: Почему?
Д: (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
В: Почему январь называют лютым?
Д: (трещат морозы, лютует стужа).
В: Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).
В:Какой день показывает какая будет весна?
Д:(2 февраля).
В:Молодцы.
В:Отдохнём?
Д:(да).
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.
В:Присаживайтесь.
-В: Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).
Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.
Показываю картинку зайца.
Медведи сладко спят в берлогах.
Показываю картинку медведя, спящего в берлоге. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
Показываю картинку белки.
Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.
Показываю картинку лисы.
Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.
Показываю картинку волка.
В:Чем питаются зимой заяц и белка?
Д: (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).
В: На кого охотится лиса?
Д:(на мышей).
В: Что делает медведь?
Д: (спит).
В:Что делает волк?
Д: (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).
Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.
Подойду поближе к ней, и глазам не верится,
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.
В:Каких зимующих птиц вы знаете?
Д: (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).
В: Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.
Показываю картинки птиц.
В: Чем питаются зимой птицы?
Д: (семенами деревьев, лущат шишки).
В:Как люди помогают птицам?
Д:(вешают кормушки, кормят птиц).
Зимой и у детей много забав.
В:Что можно делать зимой на улице?
Д:(кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).
В:Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.
Дети садятся за столы.
Перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В: Этот пальчик дедушка, показываем большой палец.
Этот пальчик бабушка, - - - - - указательный
Этот пальчик папочка. - - - - - средний
Этот пальчик мамочка - - - - - безымянный
А вот этот пальчик - я - - - - - мизинец
Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки.
Дети под музыку рисуют.
Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.
В:А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?
В: Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.
Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо?
Д: Да.
В:Что нужно сделать, чтобы не жгло?
Д: Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
В: Почему теперь руке не горячо?
Д: Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
В: Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
В:Зачем человек зимой надевает шубу?
Д: Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Итог:- О чём мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего?
В:Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».