Любовь Баку
Журнал для родителей
▼ Скачать +Заказ
Журнал для любознательных родителей
«Говорилка.
Или помоги мне
заговорить»
Вы любите своего ребенка?
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе? Чтобы он состоялся как личность? Чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить.
Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.
Публикация «Журнал для родителей» размещена в разделах
Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно выговаривать все звуки и овладел разговорной речью?
В норме к 4 – 5 годам ребенок должен различать все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к этому времени составляет 3000 – 4000 слов.
Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.
Устранить такие, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и врач-логопед, и педагоги-воспитатели детских учреждений. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя его родители.
Родителям о речи ребенка
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.
Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до 2 лет, то сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до 3 лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.
Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не может. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.
Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в его речевом развитии.
Какие игры и упражнения можно рекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
От чего зависит развитие речи ребенка.
Развитие речи ребенка зависит от нескольких факторов:
1. Темперамент ребенка. Веселые, дружелюбные и шумные дети стремятся научиться разговаривать раньше. Дети спокойные, любящие долго наблюдать за предметами не выражают особого желания высказывать свое мнение.
2. Атмосфера в доме, где живет ребенок. Если мать в обществе ребенка не общается с ним, то ребенок тоже замыкается в себе. Бывает и другой случай, когда взрослые постоянно командуют ребенком, часто разговаривают с ним, тем самым лишают ребенка всякой инициативы. Такой ребенок также замыкается в себе, ведь он еще не в состоянии спорить со взрослыми.
Развитие речи ребенка и мелкая моторика рук.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактом является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребенка.
Определить уровень развития мелкой моторики рук можно, попросив ребенка показать один, два, три пальца. Покажите ребенку как это сделать и попросите его повторить.
Для развития речи ребенка, вы можете заниматься пальчиковой гимнастикой, делать упражнения для мышц рта и языка и конечно, четко и внятно произносить слоги и буквы, делать вместе с ребенком различные поделки из бумаги, бисера, крупы.
Деткам от полутора лет очень полезны будут всякие раскраски, например Раскраски из мультфильмов Смешарики.
Развитие речи ребенка и пальчиковые игры.
Пальчиковую гимнастику можно проводить с малышами от шести месяцев. Делайте ежедневно массаж кистей и рук по 2-3 минуты. Начиная с десяти месяцев начинайте тренировать пальцы, в год давайте ребенку бумагу, чтобы он мог ее рвать. Давайте ребенку перебирать бусы, нанизывать кольца, таким образом будут задействованы все пальчики малыша. В 1,5 года попросите ребенка застегнуть пуговицы или развязать узелки.
Занимаясь пальчиковой гимнастикой, обязательно пойте ребенку песенки, рассказывайте стишки. Этим вы способствуете развитию речи ребенка, развиваете внимание, воображение, мышление и реакцию. Ребенок запоминает тексты и чуть позже сам сможет их рассказывать.
Чтобы заинтересовать пальчиковыми играми маленького ребенка можно разрисовать пальцы или надеть на пальцы разноцветные колпачки.
Не проводите пальчиковые игры мокрыми или холодными руками, следите за тем, чтобы все пальчики малыша принимали активное участие в игре, потешки читайте с выражением, четко произносите слова, проводите пальчиковые игры весело и ни к чему не принуждайте ребенка.
Таким образом, чтобы способствовать раннему развитию речи ребенка, нужно развивать мелкую моторику рук. Движения пальцев стимулируют кору головного мозга, оказывая воздействие на ту часть головного мозга, которая отвечает за развитие речи ребенка.
Источник http://krasotashop.in.ua/reh.htm
Давай поиграем
Пальцы ловкими хотят
Быть у всех наших ребят,
Пальцам мы сейчас поможем,
Упражнения предложим:
1. «Барашки»
Пальцы тянутся вперед,
Кто из них сильней нажмет?
А потом они согнулись,
Как барашки лбом столкнулись.
2. «Венок»
Пальцы, как венок, сплетем,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
3. «Драконы»
Два дракона прилетели,
Пять голов они имели,
Только сели эти братцы,
Сразу начали бодаться.
4. «Друзья»
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит,
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
5. «Петушок»
По столу шел петушок,
Сверху – красный гребешок,
Снизу – коготки на лапках,
Не порви, дружок, тетрадку.
6. «Крючки»
Скрепим мы два кулачка,
Словно крепких два крючка,
А потом мы ждать не станем,
Посильнее их потянем.
7. «Мыло»
Чище чтоб ладошки были,
Нужно их побольше мылить,
Три, ладошечки, давай,
Их от грязи оттирай.
8. «Репка»
Мы сплетем покрепче пальцы,
И скорей начнем тянуть,
Чтоб победы нам добиться,
Надо сделать что-нибудь.
9. «Ладушки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в ладушки играть,
А теперь, давай-ка, бей,
С каждым разом все быстрей.
10. «Бабочка»
Прямо к нам летит в ладошки,
Хлопнем мы по ней немножко,
Чтобы бабочку схватить,
Надо очень ловким быть.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко
Игрушки на пальчик
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Еще существует игра-драматизация, это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый.
Объединить эти два вида игры помогают пальчиковые игрушки.
Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях - спектакль игрушек. Уже в возрасте 6-7 месяцев вы можете "устраивать" представления для своего ребенка. Например, любимый утенок будет приходить и петь песенки. Это простое представление не оставит равнодушным вашего малыша. Он будет улыбаться, пытаться достать утенка и выразит желание участвовать в этом представлении. Позже, после 1 года, когда ребенок начнет понимать речь, родители могут разыгрывать маленькие сценки перед ним уже между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и Сопереживает. В возрасте около 2,5 лет попробуйте разыгрывать классические сюжеты с помощью обычных домашних игрушек. Например, сказки "Колобок", "Курочка Ряба" и т. д. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д. Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и "заразительны", то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.
Театр маленьких пальчиков
Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены. на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы.
Фото взято отсюда: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1417
Вязанные пальчиковые игрушки
Настоящие мастерицы вяжут своим деткам пальчиковые игрушки спицами и крючком.
Вот такие шедевры получаются крючком у la_pulia
Её мастер-классы по вывязыванию пальчиковых игрушек:
http://la-pulja.livejournal.com/19413.html
и её же прекрасная сказка http://la-pulja.livejournal.com/67441.html
Другой мастер-класс здесь: http://www.ourkids.ru/Texts/Palchiki.shtml
и еще публикация с описанием http://www.livemaster.ru/topic/15044
и еще из журнала "Валя-Валентина" 2003 год
Веселые скороговорки для развития речи
Малыш любит поболтать – это прекрасно! Жаль только, что вместо слова «привет» он говорит «пливет», вместо «шутка» - «футка», а вместо «точка» - «кочка». Поначалу это кажется забавным, но проходит время, и становится не до смеха. Когда же он начнет чисто выговаривать все звуки? Сколько можно шепелявить и картавить? Пора над этим поработать!
Вот для этого и существуют скороговорки – простые и сложные, с помощью которых можно отрабатывать разные звуки. Дети очень их любят - ведь это настоящая игра! Причем беспроигрышная: получается выговорить - малыш радуется, не получается - весело смеется. Играйте вместе с ним в эту веселую игру, и скоро вы сами убедитесь в том, насколько это нужное и полезное занятие.
Скороговорки
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка была губа тупа.
Борона боронила
Неборованное поле.
Боронила борона
По боронованному полю.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Наш голова вашего голову
Головой переголовит, перевыголовит
Пословицы
Дружный табун волков не боится.
Пословица бывает груба, да правда люба.
Не надевай хомута с хвоста,
Не начинай дела с конца.
Литература по речевому развитию детей дошкольного возраста
1. Вадченко Н. Л. сост. Играя, учимся. – М. : ЗАО Центрполиграф, 2005.
2. Виноградова Е. сост. Пословицы для развития речи. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007.
3. Зеленская Т. П. Жужжалочка. Книга для детей и родителей. – Симферополь. : Таврида, 1996.
4. Кановская М. сост. Веселые скороговорки для развития речи. – М. :Астрель; СПб. : Сова, 2008.
5. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. – СПб. : Дельта, 2000.
6. Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М. : Новая школа, 1997.
7. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. – М. : Просвещение, 1992