Светлана Чириченко
«Жители лесного царства, зеленого государства». Познавательная программа для учащихся 1 класса
Цель: формирование новых знаний об окружающем мире; развитие гуманности, уважения к братьям нашим меньшим.
Реквизит: карточки, карандаши; еловые шишки; следы животных, птиц; пластилин.
В игре участвуют две команды. Игроки придумывают название и выбирают капитана.
ВЕД. Сегодня наша программа посвящена животному миру. Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые.
Некоторые из них умеют разговаривать.
КОНКУРС «Чей голос»
Публикация «„Жители лесного царства, зеленого государства“, Познавательная программа для учащихся 1 класса» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
(Прослушав фонограмму, определить, каким животным принадлежат эти звуки. Ответы записать на карточках)
1. Журавли 3. Соловей
2. Лягушки 4. Утки
Та команда, у которой больше правильных ответов, получит очко – шишку.
ВЕД. Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем вам отгадать, но для начала их надо составить.
КОНКУРС «Собери загадку»
(Составить загадку из слов, записанных на карточках, и загадать ее команде сопернице)
ЗАГАДКИ
Не зверь, не птица. а нос как спица. (Комар)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Скачет зверушка – В серой шубке перьевой
Не рот, а ловушка: И в морозы он герой.
Попадут в ловушку Скачет, на лету резвится -
И комар, и мушка. (Лягушка) Не орел, а все же птица. (Воробей)
Лежит веревка, Хозяин лесной
Шипит плутовка, Просыпается весной.
Брать ее опасно, А зимой под вьюжный вой
Укусит, ясно. (Змея) Спит в избушке снеговой. (Медведь)
У меня ходули – С ветки – на тропинку,
Не страшно болото. С травки – на былинку,
Лягушат найду ли – Прыгает пружинка,
Вот моя забота. (Цапля) Зеленая спинка. (Кузнечик)
Подведение итогов конкурса «Собери загадку»
ВЕД. Многие животные стали популярными героями русских народных сказок. Угадайте, о ком идет речь? Каждой команде по три вопроса.
КОНКУРС «О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ»
1. Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. А в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (ЛИСА)
2. Эта личность из сказок нашего детства не менее популярна, чем рыжая хитроумная лиса. Там он дурачок-простачок и вечный неудачник, в сказках, но не в действительности. Кто это? (ВОЛК)
3. Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе и мощи. Кто это?
(МЕДВЕДЬ)
4. Этот герой сказок отличается умением запутывать свои следы. Кто это? (Заяц)
5. этот герой в разных народных сказках ведет себя по- разному, несмотря на свой маленький рост, зверек очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, в других – помогать. Кто это? (МЫШЬ)
6. герой народных сказок, который любит переносить все, что ему понравится, на своей спине. Кто это? (ЕЖ)
Подведение итогов конкурса.
ВЕД. Говорят, что разные птицы и звери селятся каждый на своем этаже. В высоком старом лесу пять этажей: пятый – это верхушки самых высоких деревьев; четвертый – крона деревьев пониже; третий – кусты и молоденькие деревца, второй – трава, цветы, мох; первый, что-то вроде подвала. Там прячутся подземные обитатели леса. На каждом из пяти этажей расположены «квартиры», и в каждом - свои жильцы.
КОНКУРС «ОПРЕДЕЛИ, ЧЬЯ КВАРТИРА»
Поместить каждое животное в свою квартиру. Участникам выдаются карточки с изображением животных, птиц, насекомых: медведь, муравей, аист, белка, бобер, мышь, скворец, - которых расселяют по своим «квартирам».
Правильные ответы: медведь – берлога; муравей – муравейник; аист – гнездо на дереве;
бобер – хатка; белка – дупло; мышь – нора; скворец – скворечник.
ВЕД. Многим животным очень трудно приходится в зимний период. И человек должен им помогать пережить зиму. Как можно помочь птицам зимой, когда им трудно достать корм? (ответы детей)
Да покормить их. Для этого необходимо смастерить кормушки, что вам предстоит сейчас сделать.
КОНКУРС «СМАСТЕРИ КОРМУШКУ»
Используя ножницы, клей смастерить из коробки птичью кормушку. Чья команда выполнит это задание быстрее и оригинальнее та и победит.
Игра для болельщиков «ПТИЦЫ»
Прослушать стихотворение про птиц. Если ведущий называет не птицу, хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. Аисты, вороны, (хлопок в ладоши) Галки, макароны!
Что такое? Мухи, говорите
Насекомое? Правильно! Прилетели птицы: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Страусы, стрижи. Болтики, кукушки (страус не летает) (хлопок в ладоши)
Что, болтики не нравятся? Уберем!
Прилетели птицы: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Гаечки, кукушки. Чибисы, стрижи.
(гаечки – птицы) Гаечки, чижи.
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки
Лебеди и утки-
Вот спасибо шутке!
Подводятся итоги задания «Смастери кормушку»
ВЕД. Кормушка готова, какой корм бы вы в нее положили?
Выбрать из перечисленного корма тот, который едят птицы. Корм: горчица, крупа, шоколад, кетчуп, рябина, вода, варенье, семечки, масло, печенье, сало, майонез, личинки, насекомые.
ВЕД. Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы продолжайте, называя животное в рифму.
1. «Прекрасный день», - сказал (олень, тюлень).
2. «Но дождь пойдет»,- сказал (енот, удод)
3. «Тут нет, мой друг», - сказал (верблюд)
4. «Пойду в вагон», - ворчит (питон)
5. «не торопись», - сказала (рысь)
6. «А я боюсь», - захныкал (гусь).
7. «Ты всех смешишь», – сказала (мышь).
8. «Игре конец», - сказал (скворец)
Подведение итогов.
ВЕД. Насекомые, рыбы, птицы и звери – все это природа. А ведь человек тоже часть природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, помогая и оберегая друг друга.