Гусева Елена
Конспект занятия «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок биологии для 8 б непрофильного класса (2 часа в неделю)
УМК: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 класс, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2009г.
Место урока: урок № 44 в рабочей программе учителя, № 1 в разделе Эндокринная система
Тема: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Цель: Создать условия для формирования знаний об эндокринной системе, биологической роли гормонов.
Публикация «Конспект занятия „Железы внешней, внутренней и смешанной секреции“» размещена в разделах
Задачи: Образовательная – сформировать понятия: гормоны, железы внешней, внутренней и смешанной секреции, активизировать биологический словарь, связанный с названиями гормонов, заболеваний гипер- и- гипофункции желёз; познакомить со специфическими особенностями биологического действия гормонов.
Развивающая – создать условия для развития следующих умений:
• учебно-интеллектуальных (уметь работать с информационным текстом, сравнивать, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять в виде схемы, таблицы; формировать собственное мнение на различные аспекты современных биологических исследований; способствовать развитию психических процессов учащихся: памяти, мышления, внимания)
• учебно - коммуникативная (слушать учителя и одноклассников, внимательно читать, управлять своим вниманием)
• учебно - информационная (уметь работать с дополнительными источниками информации, использовать ИКТ)
• учебно-организационная (работать в группе, сотрудничать, ставить цели и задачи, проводить рефлексию, уметь оценивать свою деятельность)
Воспитательная – пробуждать интерес к предмету через рассматривание современных достижений биологии, через желание познать себя; формировать чувство ответственности за своё здоровье.
Оборудование: энциклопедический словарь школьника «Биология»; информационный текст «Специфические особенности биологического действия гормонов»; презентация учителя к уроку; задания для систематизации знаний (выписки из истории болезней); листы самооценки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
1. Организация класса
Добрый день! Я рада вас приветствовать. А теперь улыбнитесь. Помните, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30. Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Ещё раз улыбнулись друг другу и нашим гостям и настроились на урок.
Проверка отсутствующих и наличия дежурных, наличия тетрадей и учебников в учащихся.
2. Актуализация опорных знаний
Опрос по цепочке (Слайд 1 Вопросы)
Что такое обмен веществ?
Что такое пластический обмен?
Что такое энергетический обмен?
Каковы механизмы его регуляции?
Как регулируется пищеварение?
Какие железы можно отнести к пищеварительным?
Что такое витамины?
Что такое гиповитаминоз? Гипервитаминоз? Авитаминоз?
Каковы основные функции кровеносной системы?
Дети, а для чего нам нужно это знать? ( Д: отвечают)
Давайте представим такие ситуации (Слайды 2, 3,4 Ситуации)
3. Мотивация учебной деятельности.
Анализ жизненных ситуаций.
Ситуация 1.
На пути мирно гуляющей собаки встречается не совсем мирно настроенная кошка. Ярость, устрашающая поза кошки, злой оскал собаки, рычанье, готовность отразить атаку. Как объяснить поведение животных?
Ситуация 2.
Вы - страстный любитель футбола и находитесь в толпе болельщиков на стадионе, следите за игрой любимой спортивной команды. Вратарь пропустил гол. Какие у вас ощущения? Как они проявляются?
Ситуация 3.
Охотник из Сибири, спасаясь от хищника, очутился на дереве, на высоте 3 метра от земли, причём с лыжами на ногах. А случаев, когда человек перепрыгивал заборы, побивая все существующие рекорды мира по прыжкам в высоту, спасаясь от собак, вообще великое множество.
Что объединяет все эти ситуации? ( Д:)
Как вы думаете, какая из систем может объяснить поведение героев ситуации? ( Д:)
Мы не всё ещё с вами знаем, есть ещё что изучить и так мы начинаем изучать раздел Эндокринная система.
4. Сообщение темы и формулировка цели и задач урока
А тема нашего урока: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. ( Д: записывают тему).
Что такое железа? ( Д:)
Мы уже с вами знакомы с железами внешней секреции. Какие вы знаете? ( Д:)
Какие цели мы сегодня поставим на урок? ( Д: формулируют цели, задачи.
Д: Познакомиться с железами внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнать в чем отличия между железами? Что такое гормоны? Где вырабатываются? Сколько? Какова их роль в организме) У: на доске кратко записываю формулировки, из которых составляем план урока.
( Примерный план: *Классификация желёз; *Функции;* Активные вещества,*Влияние на организм)
5. Первичное усвоение новых знаний
У: предлагаю учащимся открыть оглавление учебника, найти параграф и страницы, где изложена тема, бегло рассмотреть текст и определить, какие железы описаны в учебнике, построить схему или таблицу
1. Классификация желёз. (Слайд 5 Классификация желёз)
Железы внешней, внутренней, смешанной секреции ( Д: работают с учебником, строят схему или таблицу, которую мы потом проверяем и дополняем, определив общее свойство каждой железы).
Классификация желёз
Железы внешней секреции
(экзокринные) Железы внутренней секреции (эндокринные) Железы смешанной секреции
Слюнные железы
Желудочные железы
Печень
Сальные железы
Потовые железы
Выделяют свои секреты по специальным протокам на поверхность или в полость тела.
Эпифиз
Гипофиз
Щитовидная железа
Вилочковая железа (тимус)
Надпочечники
Не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет (гормоны) в кровь
Поджелудочная железа
Половые железы
Действуют одновременно как железы внешней и внутренней секреций
2. Биологическая роль гормонов.
А что такое гормоны?
( Д: записывают определение из учебника или из энциклопедии школьника)
Гормоны (греч. hormao - побуждаю, привожу в движение) — биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь, связывающиеся с рецепторами клеток-мишеней и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции организма. Впервые термин «гормон» был введён 1902 году английскими физиологами Бейлиссом и Старлингом (Слайд 6 определение гормонов)
Хорошо, мы познакомились с понятием гормонов, а каковы же их специфические особенности?
Специфические особенности биологического действия гормонов.
( Д: Самостоятельная работа учащихся с информационным текстом и текстом учебника, обсуждение результатов, запись в тетрадь.) (Слайд 7 Специфические особенности гормонов)
1. Гормоны обладают высокой биологической активностью
2. Размер молекул гормонов небольшой. Свободно проходят через стенки кровеносных сосудов.
3. Быстро разрушаются, для обеспечения их длительного действия необходимо постоянное выделение в кровь.
4. Обладают специфичностью, воздействуют на клетки-мишени.
5. Дистанционный характер действия.
Физкульт-пауза упражнения для укрепления мышц спины и упражнения для глаз
После физпаузы дети рассаживаются по группам (4 группы)
3. Железы эндокринной системы
Мы с вами определили, что гормоны вырабатываются железами внутренней и смешанной секреции. Эти два типа желёз относятся к эндокринной системе (Слайд 8 Эндокринная система человека)
( Д: записывают определение эндокринная система из учебника или из энциклопедии)
И так, к эндокринной системе относят железы внутренней и смешанной секреции, ещё раз назовите их ( Д: называют).
Давайте познакомимся с функциями некоторых желёз ( Д: Работают в группах, используют информационный лист «Железы эндокринной системы», обсуждение сопровождается показом слайдов 9-12 Заболевания, связанные с нарушением эндокринной системы)
Железы эндокринной системы
Железы гормоны Воздействие на организм
норма гиперфункция гипофункция
Гипофиз Ростовые
(саматотропин) Регулируют рост В молодом возрасте – гигантизм,
у взрослых –акромегалия (увеличение кистей рук, стоп ног, губы, ушей, носа) Задерживают рост- карликовость
Щитовидная Тироксин Регулирует обмен веществ. Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отёчность).
В молодом возрасте – карликовость и кретинизм
Надпочечники Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащённое сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает
Поджелудочная железа Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена Шок, судороги, потеря сознания Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче
6. Обобщение и систематизация знаний
Первичный контроль знаний
Консилиум врачей определяется с диагнозом больным. Помогите им поставить правильный диагноз.
Выписка из истории болезни больного Абрикоскина.
Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки. (Слизистый отёк или микседема при гипофункции щитовидной железы)
Выписка из истории болезни больного Солнышкина.
Мужчина 25 лет, по внешним признакам не соответствует своему возрасту, его рост не превышает рост пятилетнего ребёнка. Умственные показатели в норме. (Гипофункция в детском возрасте гипофиза, недостаток саматотропина)
Выписка из истории болезни больной Ягодкиной.
Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбуждена. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена. (Базедова болезнь или эндемический зоб при гиперфункции щитовидной железы)
Выписка из истории болезни больной Зелёнкиной.
До 14 лет была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит. (Сахарный диабет, гипофункция поджелудочной железы, нехватка гормона инсулина)
Обсуждение предполагаемых диагнозов.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Д: отвечают на вопросы, которые поставили на этапе формулировки целей и задач;
выставляют оценки за работу на уроке.
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с действием на организм гормонов, поэтому запишите д/з.
8. Домашнее задание.
читать §44, 45, работая в этих же группах, на выбор изучить из дополнительных источников действие других гормонов желёз эндокринной системы
Задания по выбору:
1) Ознакомьтесь с произведением Эдгара Аллана По «Лягушонок» и выскажите предположение по поводу того, функция какой железы внутренней секреции нарушена у придворного шута Лягушонка. Какие признаки нарушения проявляются во внешнем облике этого героя? Эти признаки обусловлены гипо- или гиперфункцией железы?
2) Для портфолио. Опишите методы профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы.
3) Можно посмотреть видеоролик в YouTube ссылка в нашей группе «ВКонтакте»
https://www.youtube.com/watch?v=mUpXgXAEx9M