Лучший педагог года

Здоровый ребёнок в здоровом социуме

Елена Оснач
Здоровый ребёнок в здоровом социуме
▼ Скачать + Заказать документы

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии и становлении здорового образа жизни индивидуума и создании культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие методы, такие слова, которые бы глубоко запали в сознание, были бы убедительны для молодёжи в отношении реализации основных положений науки о здоровье. Как известно, врождённое крепкое здоровье также требует постоянного внимания к себе, поэтому задача родителей, педагогов привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью.

Публикация «Здоровый ребёнок в здоровом социуме» размещена в разделах

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает статистика показателей здоровья :

1 .Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Это означает, что ребёнок, пробыв 40 недель внутриутробно, не успел завершить все стадии своего развития и после рождения ещё не готов к жизни.

2. 25-30% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3.90-95% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии» :

Они ещё не знают, что больны, и считают себя здоровыми. Только8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. В3-4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе.

4. До 95% взрослого населения страны относятся к «третьему состоянию», а 5% - хронически больны.

В нашей стране, к сожалению, работа по валеологии проводится спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведётся медленно и не эффективно.

Основные факторы, влияющие на здоровье современного человека таковы:

-условия и образ жизни (50%);

-состояние окружающей среды(25%) ;

-наследственность (15%);

-состояние здравоохранения (10%).

Анализ физического и психологического самочувствия детей выявил тесную взаимосвязь между их возрастными характеристиками и состоянием здоровья.

Чем старше возраст, тем меньше отдельные психовегетативного и невролитического характера;

Тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания;

Тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества и психологического дискомфорта.

Здоровье детей является главным условием и показателем личностно направленного образования. Это и основная задача всей системы образования.

В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих ;создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции; проектирования процесса воспитания здоровья в образовательной среде. Все имеющиеся определения здоровья страдают отсутствием полноты выражения его сущности и затрудняют практическое его использование.

В результате анализа исследований, посвящённых проблеме определения этого термина в психолого- педагогической литературе (М. Б. Каченовский, К,В, Сельчонок, А,Г, Дембо, учёные попытались найти составляющие здоровья. Выявлено, что большинство учёных на первое место в определении здоровья ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор, воспитание.

На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно- приспособительный

характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации. Адаптация тесно связанна с такими процессами, как самопознание, самопонимание, самоощущение и самореализации, которые являются самосоставляющими «Я»- концепции человека.

Все эти процессы определяют здоровье. Оно имеет рефлексивный характер, поэтому можно сказать, что здоровье -динамический процесс, имеющий своё направление и скорость, в связи с чем возникает сложность определения критериев изменяющегося процесса. Здоровье- индивидуальное состояние организма, что также затрудняет выделение показателей его функционирования.

Таким образом, в современном понимании здоровье- это не только жизнь без болезней, но и гармоническое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

Комплексное изучение личности здоровья человека продиктовано современным уровнем развития общества, в котором, по выражению академика И,И, Брехмана, «…человек достиг своей наивысшей сложности и совершенства, где возникло диалектическое единство биологического и социального, материального и духовного». В реализации такого комплексного подхода к изучению человека ведущее место в системе гуманитарного образования должно отводиться валеологии. Гуманистический аспект валеологии определяется уровнем валеологической культуры личности, способствующей сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и окружающих слоёв населения.

Важно отметить, что главнейшим определяющим фактором здоровья считают сознание человека, разумный, осознанный выбор средств и действий для формирования здоровья и здорового образа жизни. Этот фактор наиболее глубоко и полно раскрывается в понятии ортобиоз- правильный образ жизни. Его сформировал наш выдающийся соотечественник И,И, Мечников. Цель и смысл ортобиоза- научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. К основным правилам-заповедям ортобиоза относятся: труд как важнейшее условие физиологического благополучия, нормальный сон, положительное эмоциональное настроение, оптимизм, рациональное питание, устранение вредных привычек, соблюдение режима, закаливание, физические упражнения. По сути дела, это почти все определяющие валеологию факторы здоровья.

С учётом огромного количества неблагоприятных факторов, воздействующих на современного человека уже с периода внутриутробного развития, возникает закономерный вопрос: «Когда надо начинать учить ортобиозу?» Ответ однозначен: «Чем раньше, тем лучше» Поэтому формирование валеологической культуры личности продиктовано современными условиями и требованиями жизни. Экологическая и социальная напряженность в стране/ на фоне небывалого роста болезней, «поведения» («цивилизации») ,привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др. ,увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом психическом развитии.

Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурением, малоподвижный режим, неправильное питание/ наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери, что и послужило поводом обозначить это явление как дизонтогенез. Последствием дизонтогенеза является общее увеличение психических и физических аномалий, среди которых особое место стали занимать нарушения психического развития.

Непрерывный рост детской патологии с различными формами дизонтогенеза выдвигает проблемы, связанные с их диагностикой, своевременной коррекцией и реабилитацией.

Кроме того, рост болезней «цивилизации» настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных было установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Здоровье- это в значительной мере результат физической культуры личности человека.

Физическая культура рассматривается как составная часть общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека. Исходя из данного определения, основной показатель физической культуры общества- уровень здоровья и физического развития людей, а процесс физического воспитания призван решать задачи укрепления здоровья, закаливания, гигиены труда и быта. Быть здоровым- забота не только людей, имеющих недуги, но и здоровых. Однако здоровый человек чаще всего о здоровье не думает, воспринимая своё физическое благополучие как должное. Здоровье- как воздух : : пока оно есть, его не замечают.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает своё дело. Человек сам должен совершать какие-то действия (учить этому детей). Для каждого же действия нужен мотив- осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов- мотивация в большей степени определяет образ жизни. Следовательно для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Установка (настройка) на долгую жизнь. Это категория субьективная, но она может иметь значение очень важного объективного фактора здоровья. Для сохранения здоровья ещё в большей степени, чем для избавления от болезней, человек должен принять новые отношения к своей жизни, к труду, новую философию.

Этот фактор наиболее глубоко и полно раскрывается через ортобиоз- правильный образ жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) –сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. ЗОЖ нельзя приобрести раз и навсегда на каком- то этапе воспитания и развития личности, как это происходит с усвоением таблицы умножения. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Поэтому ЗОЖ надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить. От качества обучения и воспитания в сфере ЗОЖ зависит положительный результат.

Публикации по теме:

Сценарий спортивного праздника «В здоровом теле здоровый дух» Цель: формировать здоровья средствами физических упражнений и подвижных играх Задачи: обучить физическим упражнениям и эстафетам; воспитывать.

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Сценарий праздника к Дню здоровья «В здоровом теле — здоровый дух!» День Здоровья "В здоровом теле-здоровый дух!"(для детей младшего школьного возраста) Цели: -Пропагандировать здоровый образ жизни -Заинтересовать.

Фотоотчет о празднике к Дню здоровья «В здоровом теле — здоровый дух!»Фотоотчет о празднике к Дню здоровья «В здоровом теле — здоровый дух!» День ЗдоровьяВ нашем центре стало доброй традицией проводить праздники, посвященные Дню Здоровья. Сотрудники центра, как никто другой, знают,.

Фотоотчёт о мероприятиях к Дню здоровья «В здоровом теле — здоровый дух»Фотоотчёт о мероприятиях к Дню здоровья «В здоровом теле — здоровый дух» Фотоотчёт[/b] "В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ!"Здоровье детей - один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик.

Фотоотчёт «Спортивное соревнование «В здоровом теле — здоровый дух!»Фотоотчёт «Спортивное соревнование «В здоровом теле — здоровый дух!» В нашем саду, в завершении "Недели здоровья", мы с ребятками провели "Спортивное соревнование "В здоровом теле - здоровый дух!" Мероприятие.

Проект «В здоровом теле — здоровый дух» в подготовительной группеПроект «В здоровом теле — здоровый дух» в подготовительной группе С 28 сентября по 02 октября в подготовительной к школе группе «Солнышко» был осуществлён информационно-досуговый проект на тему: «В здоровом.

Сценарий агитбригады «В здоровом теле — здоровый дух!» Авторы: Ерохина Любовь Ивановна, Вдовиченко Ирина Владимировна музыкальные руководители МАДОУ «Ц. Р. Р. детский сад №12 Белгородской области.

Фотоотчет «В здоровом теле — здоровый дух!»Фотоотчет «В здоровом теле — здоровый дух!» Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Викторина «В Здоровом теле здоровый дух»Викторина «В Здоровом теле здоровый дух» Викторина для детей подготовительной группы "В здоровом теле здоровый дух" Задачи: 1. Обобщение элементарных валеологических знаний детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровый ребёнок в здоровом социуме
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 22:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровый ребёнок в здоровом социуме» (включая файлы) размещена пользователем Елена Оснач в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД