Тюленева Инна
Здоровое питание — залог успешной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Инна Никитична, я воспитатель младшей группы «Капельки» структурного подразделения МАОУ Московской СОШ. В этом учебном году я набрала детей трех лет. К трем годам у моих воспитанников уже сформировались свои привычки и стереотипы поведения. Все дети разные, из разных семей, из разной социальной среды. И для меня было важно на первом этапе, что бы адаптация у малышей прошла легко и быстро.
Слайд № 2
Публикация «Здоровое питание — залог успешной адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
В период адаптации малышей трехлетнего возраста ждали серьезные испытания: из знакомой семейной обстановки они попадают в новые для них условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, расстройство сна и аппетита.
Слайд № 3
С момента поступления ребенка в группу за ним осуществлялось наблюдение за протеканием периода адаптации к детскому саду. Данные наблюдения мною фиксировались в листе физиологической и психологической адаптации.
Психическое здоровье оценивалось по следующим показателям: эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная игровая деятельность, реакция на изменения привычной ситуации.
В возрасте трех лет у детей появляется стремление к самостоятельности, «взрослости». Если есть поддержка воспитателей, трехлетки постепенно вливаются в садиковскую среду и чувствуют там себя комфортно.
При оценке показателей физиологического здоровья ребенка обращалось внимание на сон, стул, мочеиспускание, аппетит,
Слайд 4
Георгий Нестерович Сперанский в 1954 году отмечал в своих исследованиях, что организованное питание детей, формирует здоровые пищевые привычки взрослого человека.
Поэтому важно не только в детском саду, но и в семье организовать правильное питание. В младшем возрасте главное не только сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, но и потребность в выборе полезных блюд и продуктов.
Слайд № 5
Мною было замечено, что многие дети не имеют элементарного навыка правильного мытья рук, привычки мыть руки перед едой и после еды и туалета; и навыка соблюдения правил этикета за обеденным столом.
Так же дети выборочно кушают. Так как питание в детском саду малыша отличается от питания дома. Многие родители предпочитают давать детям быструю, вредную еду. Питание до детского сада не было у многих адаптировано под меню детского сада. Поэтому у детей не сформированы навыки выбора полезных продуктов и отказа от вредных.
Слайд № 6
В период адаптации я поставила перед собой две педагогические задачи.
1. Сформировать у детей культурно-гигиенические навыки.
2. Воспитать у детей предпосылки в потребность выбора и предпочтения в пищу полезных блюд и продуктов.
Слайд № 7,8
Теоретические и методические знания по данным вопросам я приобрела, пройдя обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)» Новосибирского научно-исследовательского института гигиены.
Эти знания помогли мне разработать план мероприятий для успешной реализации поставленных задач.
Для решения первой задачи мною были разработаны дидактические игры, которые помогли детям сформировать культурно - гигиенические навыки.
Слайд № 9
Игра «Моем руки правильно»
Цель: Формирование у ребенка навыка правильного мытья рук, привычку мыть рука перед едой и после еды и туалета.
Правила игры: продемонстрируйте ребенку игру покажите фоновое изображение и детали. Ребенок рассматривает, разделяет в правильном порядке как мыть руки.
Слайд № 10
Игра «Мое здоровье»
Цель: Формирование у ребенка навыка правильного мытья рук, привычку мыть рука перед едой и после еды и туалета, развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.
Правила игры: перед детьми картинки с изображением определенных действий. Дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести правильно.
Слайд № 11
Для решения второй задачи мною были разработаны дидактические игры, которые помогли сформировать у детей навыки выбора полезных продуктов и отказа от вредных.
Игра «Вова ест.»
Цель игры: дать знания о компонентах входящих в состав блюд, закрепить понятия «полезная еда», «вредная еда», закрепить умения делить их на группы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Правила игры: продемонстрируйте ребенку игру покажите фоновое изображение и детали и как крутиться игра- вертушка. Пусть малыш их рассмотрит и сам попробует крутить картинки.
Слайд 12
Игра «Полезная вредная еда вокруг детей»
Цель: Формировать у детей навыки выбора полезных продуктов и отказа от вредных.
Правила игры: продемонстрируйте ребенку игру покажите фоновое изображение и детали. Ребенок рассматривает, разделяя по группам еду. Где вредная, а где полезная, и сам прикрепляет картинки на прищепках на фон.
Слайд 13
В группе с воспитанниками был организован и проведен краткосрочный проект «Каша - сила наша».
Вид проекта: познавательно – ознакомительный
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель.
Срок реализации: Январь 2023г, средней продолжительности.
Актуальность
Всем известно, что правильное питание, не зависимо от возраста, является залогом здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все органы и системы, идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольника не менее важно, чем в раннем детстве.
Часто дети отказываются по утрам есть кашу, им трудно понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми, многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И какая именно каша.
Вот поэтому я и решила поработать на эту тему более углубленно, чтобы дать детям новые знания о знакомых продуктах питания (кашах, научить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Цель проекта
Формировать представление детей о каше как полезном продукте через знакомство с традициями русского народа, играми, песнями, пословицами и поговорками, связанными с русским блюдом – кашей. Ведь каша – залог здорового питания.
Задачи проекта
Сформировать представление детей о полезных продуктах, о пользе круп и каш для здоровья человека;
Пробудить в детях интерес к народным традициям, связанных со здоровым питанием;
Расширять представления детей о полезности употребления в пищу разнообразных каш;
Продолжать обогащать словарь детей, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей;
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание узнавать новое;
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, уважение к людям разных профессий.
Ожидаемый результат
У детей появится интерес к познанию нового;
Сформируется положительное отношение к каше (каши необходимы нашему организму);
Повысить интерес родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей.
Формы проведения
Беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры, словесные игры.
Этапы проекта
1 Подготовительный
2. Содержательный
3. Подведение итогов
Достигнутые результаты проекта
дети узнали о том, как выращивают зерновые культуры, процессе переработки зерновых культур;
сформировалось представление о пользе каш для здоровья человека;
сформировалось положительное отношение к кашам (по утрам стали лучше есть каши -95%);
развился познавательный интерес к исследовательской деятельности;
дети стали бережнее относиться к продуктам питания;
родители стали дома чаще готовить детям каши с добавками.
Слайд 14
Нужно отметить, что в период адаптации родители поддержали меня и приняли активное участие в формировании привычек здорового питания у детей. Многие из них прошли обучение в Новосибирском научно-исследовательском институте гигиены.
Слайд 15
Полезные консультации на тему здорового питания детей младшего дошкольного возраста я предлагаю родителям на личной странице международного образовательного портала маам. ru.
Слайд 16,17
Родители моих воспитанников приняли активное участие в марафоне «Мы за здоровое питание в семье». Семейный марафон вызвал интерес и положительные эмоции у родителей, побудил их пересмотреть рацион питания своего малыша.
Совместная работа с родителями дала положительные результаты адаптации детей. По итогам 25 дней фактического пребывания каждого ребенка в детском саду были заполнены адаптационные листы на 32 ребенка. В данный период легкая степень адаптации наблюдалась у 31 ребенка (99%, средняя степень адаптации у 1 ребенка (1%).
Слайд 18
Представляя свой опыт работы, я хотела бы дать совет коллегам, что в первые дни посещения детского сада нельзя резко менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Необходимо правильно и постепенно организовывать питание малыша в детском саду и дома, что приведёт к лёгкому привыкаю ребенка к новой обстановке и детскому коллективу.
Благодарю Вас за внимание к моему опыту.