Лилия Бадриева
Здоровьесберегающие технологии: возможности их применения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Бадриева Л. Ш. ,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Сутенова Д. К. ,
воспитатель первой квалификационной категории.
МДОУ «ЦРР – д/с № 67»Россия, г. Магнитогорск
Аннотация: Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии: возможности их применения в детском саду» размещена в разделах
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни. В современном обществе - проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается самой актуальной. Разные формы и приёмы здоровьесберегающих технологий используются в нашем дошкольном учреждении: цветотерапия, песочная терапия, релаксация, психогимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание, бассейн, профилактика плоскостопия, самомассаж, гимнастика после пробуждения, босоногохождение, спортивные кружки.
Проживая в мегаполисе, где много промышленных предприятий сохранить здоровье, особенно детское, очень сложно. В современном обществе - проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается самой актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний, но и о полном физическом и психическом развитии детей, результаты научных исследований доказывают: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Растет число детей, страдающих различными заболеваниями.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа для родителей и воспитателей. Родителей воспитанников педагогический коллектив ДОУ знакомит с формами работы по оздоровлению детей через мастер-классы, открытые мероприятия, беседы. Раскрывает здоровьесберегающие технологии, которые использует в работе и формирует здоровый образ жизни в семье.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2]
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни. [2]
Рассмотрим некоторые формы и приёмы здоровьесберагающих технологий используются в нашем дошкольном учреждении: цветотерапия, песочная терапия, релаксация, психогимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание, бассейн, профилактика плоскостопия, самомассаж, гимнастика после пробуждения, босоногохождение, спортивные кружки.
Гимнастика после пробуждения. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. [3]
Вариант выполнения, используемый в ДОУ:
Комплекс гимнастики после дневного сна обычно длится 5-7 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей.
1. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж и пальчиковую гимнастику.
2. Далее дети выполняют общеразвивающие упражнения (см. примеры) в помещении с контрастной температурой воздуха, выполняют упражнения с тренажерами (какие есть, !
3. Заканчивается гимнастика после дневного сна умыванием.
В любой комплекс следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на детскую самостоятельность. Дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс. При разработке комплексов гимнастик использовались материалы потешек, пестушек народов Южного Урала.
Пример :
Потягушки, потягушки,
Поперек толстунушки, (дети потягиваются)
А в ноги ходунки, (шаги в воздухе)
А в руки хватунки. (ритмично сжимают пальцы)
А в роток говорок, (причмокивают)
А в голову разумок. (покачивают головой)
Самомассаж - массаж, который ребенок выполняет сам. Дети, начиная с младшего возраста очень любят этот метод оздоровления, выполняют с удовольствием и радостью. Также используется народный фольклор.
Пример :
С гуся вода, (поглаживания правой руки сверху вниз)
С лебедя вода, (поглаживания левой руки сверху вниз)
А с моего детятки (поглаживания тела сверху вниз)
Вся худоба. – (поглаживания тела сверху вниз)
Не пустой лес, (пальцами пробегают по животу)
Не большую воду (похлопывания по ногам до колена)
Под гнилую колоду. (встряхивания рук)
В осенне-зимний период с детьми мы используем точечный массаж. Это массаж на определенные точки на теле, который помогает предотвратить развитие многих заболеваний и укрепить иммунитет. Упражнения точечного массажа не только способствуют снижению заболеваемости, но и помогают учить детей сознательно заботиться о своём здоровье.
В младших дошкольных группах и группах раннего возраста применяется босоногохождение. Воспитателями разработана программа «Волшебные стельки» - это внедрение разновидности «дорожек здоровья». Для самых маленьких воспитанников лучший вариант босоногохождения+закаливания+самомассаж.
В летнее время года удобно использовать «дорожки здоровья», расположенные на спортивном участке, как профилактику плоскостопия+солнечные ванны.
Дыхательная гимнастика
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. [1] Дыхательная гимнастика проводится в форме веселой разминки. Основная цель таких разминок – приучить ребенка к правильному дыханию.
Пример :
«Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.
«Лев рычит». Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.
«Ветерок». Ребенок, проговаривая слова дышит глубоко, спокойно, стараясь на выдохе произносить по слогам.
Шу-шу-шу,
Сейчас тихо я шуршу.
Эй-эй-эй
Дую, дую по быстрей!
Ша-ша-ша
И метель пошла.
Повторяется упражнение 5-7 раз.
В старших группах, педагоги выделяют 2-3 минуты перед началом занятий «Развитие речи» и «Обучение грамоте» для выполнения дыхательной гимнастики - это помогает расчленять слова на слоги, что очень важно при фонематическом разборе слов и правильном проговаривании слов.
Закаливание — это один из самых лучших методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний. Закаливание водой. В старших дошкольных группах до утренней гимнастики и после приема пищи практикуем полоскание рта и горла водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания. Цель закаливания - тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям. [4]
Умывание - после каждого приема пищи, после прогулки, а так же после сна (t воды + 28 +20, ежедневно (все группы).
Контрастное обливание рук по локоть – после сна (нач. t воды +18 +20 - 20 – 30 сек. (все группы). Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому воспитатели проводят их после дневного сна.
В детском саду есть плавательный бассейн. Пользу воды для оздоровления люди заметили давно, но в нашем регионе теплое время длится не очень долго. Дети любого возраста любят плавать, резвиться в воде. На занятиях с инструктором ребенок не только учится плавать, перестает бояться воды – это еще дополнительный бонус закаливания. Теплый пол, температура воды (+29-31 С, разогревающая гимнастика перед погружением в воду – все способствует оздоровлению детей. Специально разработанная программа кружка «Дельфиненок» позволяет инструктору по плаванию заниматься с каждой группой 2 раза в неделю.
Также в нашем ДОУ проводятся такие закаливающие мероприятия как кислородный коктейль. Кислородный коктейль дается 3 раза в год по 1 месяцу в медицинском кабинете. Польза кислородного коктейля несомненна - он поступает в ЖКТ, где пузырьки с кислородом лопаются, а кислород впитывается стенками желудка и кишечника, после чего немедленно начинает выводить токсины, ускорять обмен веществ, нормализовать работу печени. Кислородный коктейль при регулярном употреблении активно укрепляет иммунную систему, за счет ускорения всех процессов и улучшения их протекания самым естественным образом восстанавливается нормальный здоровый сон, психические и физические силы. Исчезают любые проявления депрессии.
Цветотерапия - это коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета можно добиться отличных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
Положительное влияние цвета на психику человека первым обнаружил Гете: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».[7]
В нашем детском саду есть сенсорная комната. Богатое насыщение комнаты позволяет использовать цветотерапию и песочную терапию. Педагоги с детьми проводят песочную терапию-это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. [1] Столы с песком подсвечиваются разнообразными цветами, что создает эффект разного цвета песка - это благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. А игры с цветным песком отлично развивают мелкую моторику, воображение и фантазию. Лавовая лампа – декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачной жидкостью и полупрозрачным парафином. [1] Медленное движение разноцветных слоев внутри лавовой лампы помогает ребенку расслабиться, снять стресс и настроится на положительный волну во время занятий и игр.
Пример :
Дидактическая игра «Сделай радугу»
Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить из цветного песка дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются между собой. Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям подвижным и активным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Есть такая форма работы: чтение художественной литературы, ее тоже применяем, как одну из форм цветотерапии.
- Семь цветных сказок.
-Хотите я расскажу вам семь сказок?
- А какие они будут?
-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.
Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии. [6]
И в заключении можно сделать следующие выводы:
1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является одним из основных приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача по снижению эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
2. Здоровьесберегающие технологии протекают через весь образовательный процесс в виде: физминуток, оздоравливающих гимнастик, дыхательных упражнений, релаксирующих упражнений и т. п. Это способствует повышению иммунитета у дошколят, ненавязчивому формированию здорового образа жизни. Тесное взаимодействие с родителями воспитанников даёт положительные результаты, они с удовольствием принимают участие в жизни детского сада, приобщаясь к здоровому образу жизни.
3. Таким образом, здоровьесберегающие технологии и их широкое применение способствует уменьшению заболеваемости детей, приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и успешной реализации задач одной из образовательных областей «Физкультурное развитие». Опыт работы педагогического коллектива показывает положительную динамику в оздоровлении детей при устойчивом применении перечисленных форм работы.
Список использованной литературы:
1.https://ru.wikipedia.org/
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-zdorovesberegayuschie-tehnologi.html
3.https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-roditeljam-po-razvitiyu-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-navykov-zdorovogo-obraza-zhizni.html
4.https://www.maam.ru/detskijsad/material-k-seminaru-dlja-st-vospitatelei-zakalivanie-v-detskom-sadu.html
5. Под ред. А. И. Копытина Диагностика в арт-терапии. - СПб. :Речь, 2005. - 80с.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/cvetoterapija-kak-sposob-korektirovki-psihoyemocionalnogo-sostojanija-rebyonka.html