Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС до

Клочко Светлана Сергеевна
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС до

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС ДО

Специалисты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровье не только как отсутствие болезни и физических дефектов, а также как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий гармоничного развития личности и познания окружающего мира [5].

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Сохранение, укрепление здоровья ребенка является наиважнейшей основой его полноценного развития. Но в настоящее время, принимая во внимание данные массовых медицинских обследований, мы можем видеть, что ситуация усложняется, состояние здоровья детей ухудшается. В связи с этим, здоровьесбережение детей для государственной политики, на данный момент, является приоритетным направлением.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения и поэтому, в настоящее время, в ДОУ особую роль играют здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [7].

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» в настоящее время является дискуссионным, разные авторы трактуют его по-разному. Так, например Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» рассматривал их как основу здоровьесберегающей педагогики. Эти технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающая педагогика рассматривается автором не как нечто обособленное, ото всех педагогических систем, а как предполагающая грамотную заботу о здоровье детей на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Он полагал, что как прилагательное «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии [4].

В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы [6,7].

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, соляная комната, ароматерапия.

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж, биологическая и обратная связь.

Коррекционные технологии: арт-терапия. Сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика

В данной статье мне хотелось бы подробнее рассмотреть использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников.

Здесь их можно поделить на две группы:

• Технологии сохранения и укрепления здоровья;

• Технологии обучения здоровому образу жизни.

Человек + природа = единство, чтобы решение этого уравнения было верным на помощь приходит экологическое воспитание. «Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе», – толкует экологический словарь [1].

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-положительных эстетических ощущений от любования природой, эмоциональной отзывчивости к живой природе.

Целью здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников является: обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, формирование бережного отношения к своему здоровью и природе, умение эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим [2].

В дошкольном возрасте наиболее приемлемыми и эффективными, на мой взгляд, являются технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности – подвижные игры, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика. В этом возрасте дети активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому. Задача педагога, понимая это, во время прогулки, экскурсии, способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений, сенсорики.

В процессе образовательной деятельности, в режимных моментах, сюжетно-ролевых играх, а также на прогулке, можно включать различного рода упражнения.

Подвижные экологические игры, имитирующие движения, звукоподражание, помогают усвоить экологические знания, развиваться физически, формировать волевые качества, укрепить здоровье (например: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики», «Покачаемся как деревья на ветру»).

В процессе образовательной деятельности, при возникновении утомления, можно проводить оздоровительные паузы, физминутки.

Дыхательная гимнастика:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения;

Повышает общую сопротивляемость организма.

Например - «Подуй как ветерок», «Мышка», «Ёжик»

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыкам мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает психические способности: мышление, память, воображение;

Снимает тревожность.

Например - «Черепаха», «Две сороконожки», «Мы делили апельсин» и т. д.

Такие оздоровительные паузы, физминутки, помогают активизировать внимание, повышают работоспособность.

Упражняясь, играя, дети познают окружающий мир, учатся любить и оберегать его, становятся общительнее, спокойнее [8,9].

Формируя у детей здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая в свою очередь будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её [3].

Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни [10].

Литература и интернет источники:

1. https://activityedu.ru/Blogs/edu/chelovek-priroda-edinstvo

2. https://pedsovet.su/fgos/6674_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/04/statya-statya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-starshiy-doshkolnyy

4. https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200501112

5. https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions

6. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. М. : Изд-во МГОУ, 2004. 117 с.

7. Грядкина Т. С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.

8. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2012. 314 с/

9. Молодова Л. П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.

10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.)

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС до
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 18:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Клочко Светлана Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД