Клочко Светлана Сергеевна
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС до
Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС ДО
Специалисты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровье не только как отсутствие болезни и физических дефектов, а также как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий гармоничного развития личности и познания окружающего мира [5].
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей в рамках реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сохранение, укрепление здоровья ребенка является наиважнейшей основой его полноценного развития. Но в настоящее время, принимая во внимание данные массовых медицинских обследований, мы можем видеть, что ситуация усложняется, состояние здоровья детей ухудшается. В связи с этим, здоровьесбережение детей для государственной политики, на данный момент, является приоритетным направлением.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения и поэтому, в настоящее время, в ДОУ особую роль играют здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [7].
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» в настоящее время является дискуссионным, разные авторы трактуют его по-разному. Так, например Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» рассматривал их как основу здоровьесберегающей педагогики. Эти технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающая педагогика рассматривается автором не как нечто обособленное, ото всех педагогических систем, а как предполагающая грамотную заботу о здоровье детей на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Он полагал, что как прилагательное «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии [4].
В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы [6,7].
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, соляная комната, ароматерапия.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж, биологическая и обратная связь.
Коррекционные технологии: арт-терапия. Сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика
В данной статье мне хотелось бы подробнее рассмотреть использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Здесь их можно поделить на две группы:
• Технологии сохранения и укрепления здоровья;
• Технологии обучения здоровому образу жизни.
Человек + природа = единство, чтобы решение этого уравнения было верным на помощь приходит экологическое воспитание. «Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе», – толкует экологический словарь [1].
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
-бережного отношения к природе;
-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
-положительных эстетических ощущений от любования природой, эмоциональной отзывчивости к живой природе.
Целью здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников является: обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, формирование бережного отношения к своему здоровью и природе, умение эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим [2].
В дошкольном возрасте наиболее приемлемыми и эффективными, на мой взгляд, являются технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности – подвижные игры, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика. В этом возрасте дети активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому. Задача педагога, понимая это, во время прогулки, экскурсии, способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений, сенсорики.
В процессе образовательной деятельности, в режимных моментах, сюжетно-ролевых играх, а также на прогулке, можно включать различного рода упражнения.
Подвижные экологические игры, имитирующие движения, звукоподражание, помогают усвоить экологические знания, развиваться физически, формировать волевые качества, укрепить здоровье (например: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики», «Покачаемся как деревья на ветру»).
В процессе образовательной деятельности, при возникновении утомления, можно проводить оздоровительные паузы, физминутки.
Дыхательная гимнастика:
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
Улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения;
Повышает общую сопротивляемость организма.
Например - «Подуй как ветерок», «Мышка», «Ёжик»
Пальчиковая гимнастика
Способствует овладению навыкам мелкой моторики;
Помогает развивать речь;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает психические способности: мышление, память, воображение;
Снимает тревожность.
Например - «Черепаха», «Две сороконожки», «Мы делили апельсин» и т. д.
Такие оздоровительные паузы, физминутки, помогают активизировать внимание, повышают работоспособность.
Упражняясь, играя, дети познают окружающий мир, учатся любить и оберегать его, становятся общительнее, спокойнее [8,9].
Формируя у детей здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая в свою очередь будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её [3].
Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни [10].
Литература и интернет источники:
1. https://activityedu.ru/Blogs/edu/chelovek-priroda-edinstvo
2. https://pedsovet.su/fgos/6674_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/04/statya-statya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-starshiy-doshkolnyy
4. https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200501112
5. https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions
6. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. М. : Изд-во МГОУ, 2004. 117 с.
7. Грядкина Т. С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.
8. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2012. 314 с/
9. Молодова Л. П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.)