Ирина Ерошенко
Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОО»
Здоровый образ жизни способствует полноценному развитию ребенка не только в физическом, но и социально-психологическом отношении. В дошкольном учреждении приобщение к здоровому образу жизни проводится в процессе обучения, общения, игр, прогулок. К любому процессу можно применить здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОО» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Здоровье нашей нации зависит, конечно же, от детей, и чем раньше начать формировать здорового ребенка, тем более богатым будет его багаж здоровья. Ответственность по формированию знаний о здоровье возлагается не только на семью, но и на дошкольное учреждение. В связи с ухудшением показателей здоровья детей в последние годы, возрастает ответственность родителей и педагогов за здоровье каждого ребенка. Понятие здоровье здесь понимается не только как отсутствие болезней и дефектов развития, но и как состояние физического и социально-психологического благополучия. Только полностью здоровый ребенок может успешно развиваться как личностно, так и интеллектуально и физически.
Процесс формирования здоровья детей – это трудный процесс, состоящий из огромного количества компонентов: режим дня, сбалансированное питание, предметно-развивающее пространство группы, взаимодействие детского сада, семьи. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые условия. Только при координации усилий во всех вышеперечисленных аспектах, можно достигнуть успеха в этой работе.
Здоровьесберегающий педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения - это организованное взаимодействие педагогов и детей, ориентированное на здоровьесбережение и здоровьеобогащение в процессе образования. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Цель данной технологии - наделить дошкольников необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для ведения здорового образа жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
- укрепление здоровья дошкольников;
- физическое развитие детей дошкольного возраста;
- формирование потребностей в физической активности;
- формирование основ здорового образа жизни;
- профилактика нарушений опорно - двигательной системы, простудных заболеваний;
- консультации родителей по оздоровлению детей.
Для решения данных задач необходимо создать определенные условия.
- проведение утренней гимнастики. Разминочные упражнения под музыкальное сопровождение;
- ежедневная гимнастика после сна в различной форме: легкие упражнения лежа в кроватках, умывание после сна, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях, ходьба по ребристым дорожкам и другие;
- закаливающие процедуры в течение дня. Включает в себя воздушные ванны, босохождение. Умывание холодной водой после дневного сна, как дополнительный метод закаливания;
-проведение физкультминуток, динамических пауз во время образовательной деятельности. Проводятся во время занятий по мере необходимости по 2 - 5 минут. Включают в себя гимнастику для глаз, пальчиков и дыхания. Гимнастика для глаз проводится педагогом с использованием наглядных материалов. Пальчиковая гимнастика проводится воспитателем или логопедом ежедневно. Дыхательная гимнастика в различных формах на физкультминутках во время занятий и после сна;
- занятия по физкультуре проводятся два раза в неделю в хорошо проветренном помещении;
- курсы кислородного коктейля;
- релаксация проводится в любом подходящем помещении под звуки природы или спокойную музыку;
- физкультурные занятия с применением нетрадиционных методик (туризма). Рекомендации родителям о необходимости в проведении туристических прогулок, с изучением природы и окружающей среды, преодоление препятствий. Туристическим прогулкам с родителями предшествуют тренировочные прогулки на территории детского сада по тропе здоровья. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности на природе. Разметки на асфальте, насыпи, дорожки с разными видами грунта – для развития прыжковых умений и умений преодоления склонов. Турник, лесенки, тарзанки, веревочные лестницы – для развития силы и выносливости. Бревна, пеньки, вкопанные шины – для развития координации;
- проведение консультаций для родителей. Работа с родителями включает в себя консультации по формированию правильной осанки, профилактике болезней, соблюдение личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях (бассейн, танцы и т. д., а так же совместные мероприятия – прогулки. Приобщение родителей к участию в физкультурно - массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями - спортсменами и др.);
На основании вышеизложенного можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профuлактические технологии. В соответствии с медицинскими требованиями и нормами под руководством медицинского персонала детского сада обеспечивается сохранение здоровья детей (мониторинг здоровья детей, контроль питания детей, физическое развитие дошкольников, закаливание, профилактические мероприятия в детском саду);
- физкультурно-оздоровительные технологии. Ориентированные на физическое развитие ребенка и укрепление его здоровья (развитие физических качеств, двигательной активности, различных гимнастик, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия дошкольника направлена на создание позитивной психологической атмосферы для воспитанников, благоприятных условий обучения, общения со сверстниками, взрослыми;
- здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на развитие культуры здоровья у дошкольников. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, умений сохранять его и приумножать;
- валеологическое просвещение родителей для постоянного здорового развития ребенка, как в детском саду, так и за его пределами, в кругу семьи;
Таким образом, здоровьесберегающие технологии помогают не только поддерживать здоровье детей, но и приумножать его. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, полноценном физическом и психологическом развитии.
Литература
1. Энциклопедия: «Азбука здоровья в картинках» / Л. Н. Сивачева // М. : Русское энциклопедическое творчество – пресс. – 2004.
2. Швецов, А. Медицина, здравоохранение, здравосохранение [Текст] / А. Швецов // Обруч. – 2011. №5. – с. 3-6.
3. Здоровьесберегающая среда ДОУ : теория и практика [Текст] // Обруч. – 2008. №2. – с. 6-7.
4. Березка, Т. Мы родом из детства [Текст] / Т. Березка, Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2012. №12. – с. 4-9.
5. Нещеретова, Т. А. Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством туризма [Текст] / Т. А. Нещеретова, И. П. Хворостянская, Г. В. Калдузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. №8. – с. 6-12.
6. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, на современном этапе образования [Электронный ресурс] / https://www.inksystem-az.com/doklad-po-teme-sozdanie-zdorovesberegayushhej-sredy-v-dou-na-sovremennom-etape-obrazovaniya/