Анна Рубцова
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
Проблема здоровья приобретает особо выраженный характер, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья по зрению – это тотально слепые дети, которые при восприятии и ориентации пользуются осязательно-слуховым способом, частично видящие дети с остротой центрального зрения до 0,04, с коррекцией на лучше видящем глазу, при восприятии и ориентации пользуются зрительно-осязательно-слуховым способом, и слабовидящие с остротой центрального зрения 0,05 – 0,2 с коррекцией стёклами на лучше видящем глазу. Ведущим в восприятии является зрительный анализатор. Также слабовидение может сочетаться с такими заболеваниями глаз, как нистагм, косоглазие и амблиопия.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ компенсирующего вида осуществляется на основе современных здоровьесберегающих технологий. Наша коррекционно-образовательная работа строится с учётом основных здоровьесберегающих критериев:
-зрительного диагноза ребёнка и имеющихся вторичных отклонений;
-этапа лечебно-восстановительной работы (аппаратное лечение, осуществляющее врачом-офтальмологом и медсёстрами-ортоптистками;
-создание офтальмологических условий: выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и медсестёр-ортоптисток по посадке детей на занятиях (в зависимости от зрительного нарушения и окклюзии); дозирование зрительных нагрузок; освещение, проведение зрительных гимнастик);
-использование дидактических пособий с учётом остроты и характера зрительного нарушения;
-индивидуального и дифференцированного подходов;
В начале учебного года мы разрабатываем для каждого ребёнка с ОВЗ индивидуально - образовательный маршрут, учитывая рекомендации врача-офтальмолога, медсестёр-ортоптисток, старшей медсестры, которая проводит медико-педагогический контроль и анализ состояния здоровья ребёнка. В зависимости от назначенного врачом-офтальмологом лечения меняется коррекционная направленность на наших занятиях.
В период плеоптического лечения (плеоптика — система мероприятий, направленных на повышение остроты зрения) направленного на повышение остроты зрения мы предлагаем детям следующие задания:
- нанизывание бус разного размера на нитки, лески, шнурки (учитывая характер зрительного нарушения)
- обводка через кальку контурных изображений
- выкладывание рисунков из мозаик
В период ортоптического лечения (ортоптика — развитие бинокулярного зрения) по исправлению косоглазия и выработки фузии (видения обоими глазами) мы проводим упражнения:
- на совмещение двух изображений
- составление из частей целого предмета или изображения
- работа с вкладышами
- игры с кеглями
- прокатывание шаров в ворота
- игры с мячом
В период восстановления остроты зрения очень важно организовать систематическую упражняемость амблиопичного глаза на выделение формы, цвета, величины предметов и их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система нашей коррекционной работы неодинакова. При дальнозоркой рефракции требуется усиленная зрительная нагрузка – мы применяем пособия и материалы мелкого размера. При близорукости не допускаем зрительной перенагрузки – предлагаем детям пособия и материалы более крупного размера.
На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия учим детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, аккомодации и прослеживания в дидактических играх и упражнениях: «Проседи за движением объекта», «Угадай по следу», «Каких предметов больше?», «Заштрихуй изображение», «Попади в цель», «Пройди по лабиринту и т. д.».
Для развития глазомерных возможностей детей формируем умения соразмерять различные по величине предметы и объекты окружающей действительности в упражнениях: «Найди ленточку такой же длины», «Раздели предмет на 2, 4 части», «Подбери одинаковые по форме и величине предметы».
Вышеперечисленные упражнения на занятиях по развитию зрительного восприятия способствуют активизации, стимуляции зрительных функций, что соответствует требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения.
Очень важной частью нашей коррекционной работы является обучение детей с ОВЗ правильно пользоваться остаточным зрением, опираясь на сохранные анализаторы: осязание, слух, обоняние, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться. Но прежде даём общее представление детям о здоровье, расширяем представления детей о собственном теле и функциональных возможностях организма. Развиваем сохранные анализаторы с помощью следующих упражнений: «Что лежит в руке?», «Что спрятано в коробке?», «Чудесный мешочек», «Где позвонили?», «Угадай по голосу», «Определи звук», «Иди на звук», «Угадай по запаху» и т. д.
Особое место в нашей коррекционной работе занимают зрительные гимнастики. Зрительные гимнастики – группа специальных упражнений, направленных на восстановление зрительной работоспособности, профилактику зрительного утомления и развитие зрительных функций.
Они включают в себя:
- комплексы упражнений на снятие общего мышечного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие мышечного и зрительного напряжения;
- комплексы упражнений на снятие зрительного утомления, выполняемые на специальных зрительных тренажерах.
При отборе упражнений зрительной гимнастики руководствуемся выполнением ряда требований:
1. Использование двух основных групп упражнений: укрепление глазодвигательных мышц и расслабление зрительных мышц.
2. Подборка упражнений с учетом характера зрительного нарушения.
Проводим следующие зрительные гимнастики:
1) с предметами;
2) игровая коррекционная физ. минутка (когда физ. минутка сочетается со зрительной).
3) комплексы по словесным инструкциям;
4) по зрительным тренажерам;
Особую роль отводим расслабляющим упражнениям, таким как пальминг – это упражнение, которое снимает зрительное утомление глаз, проводим его в конце любого вида деятельности.
Режим динамической смены поз
На коррекционных образовательных занятиях используем режим динамической смены поз. У большинства детей отмечался слабый телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе (так называемые «засиженные» дети) из-за привычной сидячей позы на других занятиях. Режим смены динамических поз реализуем на занятиях путём периодического перевода детей из одного положения в другое для решения различных коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач (таблица на слайде). Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями. Поэтому в коррекционной деятельности активизируем зрительные функции через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.
Взяв за основу методику М. А. Мишина, Е. В. Козловой под названием “Упражнения с карточками” с использованием сетки и прищепок при проведении тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей с нарушением зрения мы составили серию игр-упражнений (по темам), которые решают задачи по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, позволяют повысить двигательную активность, поддерживают интерес к выполнению задания.
Предложенные игры и упражнения оказывают положительное влияние на общее физическое и психическое развитие детей, повышают их двигательную активность, способствуют правильному формированию осанки, скорости выполнения движений, ловкости детей.
(Этот материал подготовлен в соавторстве с учителем-дефектологом О. Ф. Буряковой)