Лариса Фёдорова
Советы воспитателям по охране зрения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех органов чувств особая роль принадлежит зрению. Недаром, когда говорят о чем-то драгоценном, призывают беречь его «как зеницу ока». Дети понимают окружающий их мир, прежде всего благодаря способности видеть. Ведь известно, что глаза воспринимают до 90% информации. Потеря зрения у человека взрослого или у ребёнка – это всегда трагедия. Поэтому вопрос охраны зрения является важным не только для педагогов специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения. Ведь не все дети с нарушением органа зрения приходят в специализированный детский сад, в ваши образовательные учреждения тоже могут быть зачислены дети со зрительной патологией. Вниманию маамовцев хочу представить советы по охране зрения у детей.
Публикация «Советы воспитателям по охране зрения у детей» размещена в разделах
О чём нужно знать и помнить педагогу, у которого в группе есть дети со зрительной патологией? Во-первых, педагог должен знать, какое именно нарушение зрения, какая острота зрения, т. к. от этого зависит выбор методов и приёмов работы. Выбор методов и приемов должен учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности детей, но и состояние зрительных функций, уровни развития зрительного восприятия.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, необходимо создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой. Также, детям с низкой остротой разрешается не вставать при ответе, им можно подходить к объекту в процессе занятия. Кроме того, образец можно показывать не только с доски, но и по подгруппам и индивидуально. Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть). При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрении требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. У детей со зрительной патологией наступает быстрая утомляемость, поэтому необходимо проводить смены деятельности на занятиях и вводить коррекционные физминутки, как обязательную часть любого занятия. При работе с детьми с нарушением зрения педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.
Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п. На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20 - 25 см - от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Должна соблюдаться последовательность применения демонстрационных объектов. Сначала по возможности показываем натуральные объекты – макеты, муляжи, игрушки, потом предметные картинки, затем контурные и силуэтные изображения, и в последнюю очередь идут схематические изображения.
Знание характера зрительной патологии и остроты зрения вам необходимо и для того, чтобы правильно посадить ребёнка на занятии.
1 ряд - дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4).
2 ряд - дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6).
3 ряд и далее - дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0)
Детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 - 3 ряд.
(И мне очень странно было видеть ребёнка в очках за последним четвёртым столом, видимо педагог решил, если он высокого роста по сравнению с другими детьми, значит сидеть ему за последним столом. Такого не должно быть).
Детям с очень низкой остротой зрения (ниже - 0,4) Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Картину обычно демонстрируют на определенном фоне, мелкие картинки также.