Елена Терешко
Здоровьесберегающие технологии как основа сохранения здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии как основа сохранения здоровья детей дошкольного возраста
Аннотация
В данной статье разработаны системы здоровьесберегающей деятельности педагогов и родителей, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.
Темочки:
Ключевые слова: Семья; Детский сад; Здоровье; Здоровьесберегающие технологии; Укрепление здоровья детей.
Семья и детский сад - это микроклимат ребенка дошкольного возраста, благодаря которому ребенок получает необходимую информацию для адаптации к жизни в обществе. Поэтому цели и задачи семьи и детского сада одинаковые - обеспечить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и тренинга, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов и детей и формированием у ребенка нравственных отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и необходимости быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства детского сада и семьи можно использовать различные формы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; общее собрание родительской группы; консультации; занятия с родителями; выставки детских работ, выполненных совместно с родителями; дни открытых дверей; участие в подготовка и проведение праздников, досуга; совместное создание предметно-развивающей среды; работа с группами родительского комитета; тренинги; рассадка родителей, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приведены интересные факты, даны рекомендации педагога-психолога, работников физкультуры и музыки.
Учитывая все факторы формирования детского организма, индивидуальные особенности детей, определены следующие задачи в сфере охраны и укрепления здоровья детей, как в детском саду, так и в работе с родителями:
Задания для детского сада:
1. Защита и укрепление здоровья детей
2. Направленность на физическое развитие
3. Развитие физической и умственной работоспособности
4. Формирование у детей и родителей необходимости здорового образа жизни
5. Развитие базовых физических способностей и умений эффективно использовать их в различных условиях
6. Способствовать усвоению правил гигиены и культуры жизни.
Задачи в работе с родителями:
1. Оказывать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка,
2. Привлекать родителей к осуществлению образовательного процесса, создавая здоровую среду,
3. Учитывайте пожелания родителей при составлении индивидуальных рабочих программ.
Традиционными формами организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста являются физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия с участием родителей и работников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители часто выступают в роли зрителей и реже - участников спортивных мероприятий.
Эффективность работы обеспечивается такими формами работы, при которых знания преподносятся в процессе сотрудничества учителя и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные физические упражнения родителей и детей. Они помогают родителям приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки в области физического воспитания детей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства на базе нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем различные формы работы: открытые занятия по валеологии с элементами здоровьесберегающих технологий под руководством Н. И. Гуриной. Педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания, проводимые В. М. Коровочкиной, образовательная деятельность краткосрочный проект “Зоркие глаза”, выставки детских работ, выполненных совместно с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досуга, тренингов, один из самых эффективных методов в этом направлении - использование наглядной агитации, в каждой группе есть уголок здоровья, где размещена вся информация для родителей о медицинском лечении – есть “копилка здоровья”, в которой собран весь материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить детям дошкольного возраста высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для поддержания здорового образа жизни, и привив им культуру здоровья. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, тому, как заботиться о своем теле, то есть сознательному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Проблемы здоровьесберегающих технологий :
1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, включая профилактику нарушений плоскостопия и осанки.
2. Учить детей безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях на природе и в мегаполисе.
3. Осуществлять преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
К основным здоровьесберегающим технологиям, используемым в образовательной деятельности дошкольных учреждений, относятся:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста включают :
Растяжка: не ранее, чем через 30 минут после еды, 2 раза в неделю по 30 минут. начиная со среднего возраста, специальные упражнения под музыку в тренажерных залах или мюзик-холлах, или в групповой комнате, в хорошо проветриваемом помещении. Рекомендуется для детей с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы: во время занятий, 2-5 мин., по мере утомления детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики усталости. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательные упражнения и другие, в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры: В рамках урока физкультуры, на прогулке, в групповой комнате - малая, средняя и высокая мобильность ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В детском саду мы используем только элементы спортивных игр.
Расслабление: В любой подходящей комнате, в зависимости от состояния и целей детей, учитель определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Вы можете использовать тихую классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создана специальная комната отдыха.
Пальчиковая гимнастика: С раннего возраста индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно тем, у кого проблемы с речью. Он проводится в любое удобное время.
Гимнастика для глаз: Каждый день по 3-5 минут. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с юного возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показанный учителем.
Дыхательная гимнастика: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечьте вентиляцию помещения, воспитатель должен дать указания детям об обязательной гигиене полости носа перед процедурой.