ЕЛЕНА ГОРДЕЕВА
Здоровьесберегающие педагогические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические техно-логии». Введение понятия «здоровьесберегающие образовательные техно-логии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассмат-ривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогике, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспе кты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологи :
Публикация «Здоровьесберегающие педагогические технологии» размещена в разделах
организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
психолого- педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого- педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).
Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровье сберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечения высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровью, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
медико – профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно – оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно – ориентированного воспитания и обучения);
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения здоровьеобогащения педагога (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни);
сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно – игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж);
коррекционные (арт – терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно – развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используе-мых для достижения педагогических целей.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики.
Секреты доброты – необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
Секреты успешности (в делах и в жизни и вообще) – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
Секреты результативности – целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
Секреты соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.
Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик, возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
Секрет истинности – интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.
Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегаю-щих технологий :
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса ДОУ;
учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
учета и развития субъективных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддерживания его активности, самостоятельности и инициативности;
субъект – субъективного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организаций педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он смог максимально реализоваться;
педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.