Марина Телюк
Здоровьесберегающая технология — образовательный терренкур
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология- образовательный терренкур
как способ организации детской активности и
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранять и укреплять здоровье детей.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педагогические технологии в ДОУ
- Терренкур в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
В детском саду м особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию
Как повысить и как обогатить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами, это игровая программа с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Давыдова Ольга Ивановна — автор методических рекомендаций по организации образовательных терренкуров на территории детского сада. Они опубликованы в книге «Образовательные терренкуры на территории детского сада» (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учётом требований ФГОС) (АлтГПА, 2014).
Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Существуют различные варианты образовательных терренкуров. Маршруты включают в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами.
Маршрут включает в себя несколько «станций» или «домов».
Выбор станций зависит от поставленных задач, календарно-тематического планирования и др.
Оформлять станции можно с помощью инсталляций (гномы, фигуры из природного и бросового материала, баннеры). С помощью материалов, например, дорожки здоровья- камней, детей можно не только упражнять в ходьбе по камням, но играть в игры «Тактильный мешочек», «Весы», «Подбери по цвету», балансировать на камнях, экспериментировать (какой камень тяжелее).
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры, собирают природный и бросовый материал, играют в различные дидактические игры, с ними ведутся беседы.
Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач.
Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе терренкур возможен и за пределами детского сада.
Этапы прогулок с детьми по маршруту терренкура.
1. Сбор и движение до следующей остановки терренкуров;
2. Остановка, привал, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых;
3. Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
4. Самостоятельная деятельность детей;
5. Сбор дошкольников и возвращение в группу.
Требования к организации образовательных терренкуров с детьми
1. Варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре;
2. Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий;
3. Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути;
4. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.
Каждый образовательный терренкур становится:
-итогом недели (закрепление определённой темы в процессе интеграции О. О.) для организации образовательного события
- проблемным мотивом для разработки и реализации какого-то проекта;
-маршрутом для знакомства с предметами, явлениями, событиями и фактами;
- маршрутом для проверки опытным путём полученных знаний в процессе реализации темы или закрепления и формирования определённых навыков.
Чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, необходимо:
• Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);
• Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);
• Создание творческой обстановки;
• С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме: получают реалистические знания, закрепляют определённые навыки и умения, проявляют творчество и фантазию, удовлетворяют двигательную активность, переживают эмоциональный подъём и эмоциональное благополучие при взаимодействии с окружающим миром, развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Пример маршрута в младшей группе «Осень в городе»
Общий сбор (одевание по сезону, беседа о правилах поведения на улице)
Мотивация (на осеннем листе письмо от Осени, в котором она говорит, что давно в городе и оставила свои следы. Детям нужно их найти)
Станции Цель Оборудование Содержание
деятельности
Спортивная Упражнять детей бросать мяч на меткость, действовать по сигналу Мячи, 2 корзины Бросание в корзину
Экологическая Закреплять желание детей заботиться о птицах Пшено, семечки Кормление птиц
Экспериментальная (Метеостанция) Расширять представления детей о природном явлении «ветер» Вертушки, листочки, султанчики, обруч с ленточками Загадка про ветер.
Наблюдение за ветром
Подвижная Приучать детей слушать текст и выполнять движения по тексту Не требуется Подвижная игра «Падают, падают листья»
Образовательные терренкуры- один из видов экскурсий.
Для детей старшего дошкольного возраста можно организовывать образовательные терренкуры за пределами детского сада, учитываю при этом и региональный компонент, например:
- Экскурсия «Образовательный терренкур» по микрорайону.
- Краеведческий музей для ознакомления детей с историко-культурным наследием нашего города.
- Библиотека для ознакомительной экскурсии.
- Центр противопожарной безопасности.
- Скверы и парки.
- Памятники города.
- Палеонтологический музей.
После таких маршрутов в заключительной части с детьми проводятся беседы, дети придумывают сказки, а свои эмоциональные впечатления дети отражают в рисунках, коллажах, коллективных работах и т. д.
Образовательный терренкур в подготовительной группе «Экскурсия в палеонтологический музей»
Маршрут в подготовительной группе
«Экскурсия в палеонтологический музей»
Станции Цель Оборудование Содержание
деятельности
«Начало пути» Активизировать мышление детей, создать интерес и положительные эмоции. Разгадывание загадки,
Физ. разминка
«Автобус» Закрепить знания ПДД и правил поведения в автобусе у детей Дорожные знаки Д/и «Дорожные знаки», соблюдение ПДД как пассажиры автобуса.
«У палеонтологического музея» ФЭМП Фигурки динозавров на здании музея Прямой счет, сколько идет направо и налево
«Знакомство с амурскими динозаврами. Древние окаменеости» Познакомить с амурскими динозаврами Экспонаты музея Экскурсовод Чигринских Вера Ивановна рассказывает о видах амурских динозавров, об их строении, образе жизни, показывает макет амурозавра, рисунки, иллюстрирующие жизнь гадрозавров, древние окаменелости.
(Беседа, показ иллюстраций)
«Земля до начала времен, или эра динозавров» Познакомить с понятием «далекое прошлое» Экспонаты музея Рассказ о зарождении жизни на планете Земля, эволюции живых существ, появлении древних ящеров, об эре динозавров.
«История раскопок в Приамурье» Дать представления о динозаврах родного края Телевизор, иллюстрации Физминутка, просмотр мультфильма (почему вымерли, рассказ о истории амурских динозавров)
«Лаборатория» Познакомить с микроскопом, научить работать с ним. Микроскоп, муляж костей Ознакомление с микроскопом, рассматривание в микроскоп костей.
«Экспонаты» или «Древние обитатели родного края» Закреплять представления детей о древних представителях фауны родного края. Экспонаты музея Рассматривание экспонатов музея, фотографирование с трехметровой задней конечностью гадрозавра, костью и бивнями мамонта и другими объектами.
Д/и «Хищники и растительноядные»
«Раскопки, или юные палеонтологи» Формировать интерес к познавательной деятельности Фигурки частей игрушечных динозавров в песке. Поисково-экспериментальная деятельность, игра «Раскопки»
«Превращение» (на улице у музея) Закрепление знаний, зачем гадрозаврам гребень Маски гадрозавров и хищников Подвижная игра «Опасность в стаде гадрозавров»
«Заключительная» (в автобусе)
Подведение итогов Буклеты палеонтологического музея Рефлексия