МАРИЯ КАЗАЗЯН
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ,а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
За последнее время всё больше и больше детей приходит в дошкольные учреждения с проблемами здоровья. Как показывают статистические данные, на примере МБДОУ № 27 г. Невинномысска 34 % детей состоят на учете у специалистов, что говорит о серьёзных нарушениях у детей возраста 5,6,7 лет. За 2013-2014 учебный год из 83 детей старших и подготовительных групп 31 ребенок был направлен на психолого-педагогическую медицинскую комиссию и определен в группы комбинированной направленности. Столкнувшись с этой проблемой в своей педагогической деятельности на музыкальных занятиях,и работая в детском саду с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления, я поняла необходимость внедрения и использования здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья ребёнка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющий традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Новизна системы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме с использованием игрового массажа, валеологических песен - распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний использовать фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок.
2. Необходимость рассказывать и детям и родителям о пользе здорового образа жизни.
Реализацию музыкально - оздоровительной работы в нашем детском саду, я разделила на 4 этапа:
1. организационный
2. диагностический
3. практический
4. обобщающий
На 1 этапе была изучена литература по данной программе и накоплен методический материал, создавались все необходимые условия для полноценного проведения музыкально - оздоровительной работы.
На 2 этапе - диагностическом - был выявлен начальный уровень развития музыкальных способностей детей и степень заинтересованности детей тем или иным видом музыкальной деятельности.
На 3 этапе - практическом - был разработан перспективный план и цикл музыкальных и логоритмических занятий.
На обобщающем 4 этапе были исследованы результаты практической деятельности и подведены итоги проведенной работы.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ-это музыкальные занятия,в ходе которых осуществляется систематическое,целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Мною проводились индивидуальные,фронтальные,а также занятия по подгруппам. По содержанию это были типовые,тематические,комплексные и интегрированные занятия.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье - сберегающих технологий : валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционая гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения,игровой массаж,пальчиковые игры,речевые игры, музыкотерапия.
Каждое музыкальное занятие начинается с песни-распевки. Они поднимают настроение у детей,задают позитивный тон,улучшают эмоциональный климат,подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров,тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционой гимнастики-это подготовка к правильному произношению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате улучшаютсяя психические процессы,улучшается музыкальная память,внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является смомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки,которые исполняются,как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором,сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей,снимает напряжение и раздражительность,головную и мышечную боль,восстанавливает спокойное дыхание.
В результате использования на своих музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий,я отметила снижение частоты заболеваний и повышение интереса детей к музыке.