Белова Наталья
Консультация «Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы»
▼ Скачать + Заказать документы
Год от года школа предъявляет всё более высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений.
Учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовленности детей к школе, в следствие чего, дети работают в режиме перегрузки нервной системы: повышенная утомляемость, нарушение функции органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы.
У ребёнка возникает охранительное возбуждение, вследствие чего, он плохо усваивает общеобразовательную программу.
Публикация «Консультация „Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное действие – развиваются с прямым участием речи. В дошкольном возрасте наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; Так, занятия по чтению художественных произведений в разных возрастных группах проводятся с целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. На этих занятиях дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это — непроизвольное запоминание. Наряду с ним имеет место произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-й и 2-й младших группах и кончая более трудными в тематическом плане стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.
Приемы способствующие лучшему запоминанию стихотворения :
- Повторение и припоминание – основной прием (К. Д. Ушинский «Припоминание – труд, и труд иногда не легкий к которому должно приучать дитя понемногу, т. к. причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое.»
-Прием запоминания и проговаривания;
- Построчное запоминание (т. е. каждый ребенок говорит по строчке и затем право проговаривания передает соседу)
- Игровые (обыгрывание персонажами, о которых говорится в стихотворении, например, стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- Досказывание детьми рифмующегося слова;
-Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие, например, сказка К. Чуковского «Мойдодыр»;
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
-- Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака);
Работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах, несмотря на то что проходит, в общем, по примерно одинаковому для всех групп плану.
Занятие по заучиванию стихотворения состоит из трех частей:
1. Вводная часть:
Цель - заинтересовать, создать эмоциональный настрой, вызвать соответствующее стихотворению состояние.
методы и приемы :
- беседа, связанная с темой стихотворения
- вопросы, напоминания о событиях из детского опыта;
- наглядный материал (игрушки, картинки, портрет поэта);
- загадки;
- рассказ об авторе стихотворения;
2. Основная часть
Цель - помочь осмыслить, запомнить и выразительно прочитать стихотворение.
методы и приемы:
- выразительное чтение;
- анализ произведения;
- повторное чтение с установкой на запоминание;
- воспроизведение детьми произведения.
3 .Заключительная часть
Цель - углубить восприятие стихотворения.
методы и приемы:
- выразительное чтение педагогом или детьми;
- рассмотрение иллюстраций близких к теме стихотворения;
- прослушивание музыки;
- рисование на тему, соответствующую содержанию стихотворного произведения.
У детей младше 4 лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, поэтому, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Борто «Игрушки», Е. Благинина «Огонек».и др.)В них описываются хорошо знакомые животные, игрушки. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию и просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Эти особенности стихов облегчают процесс заучивания.
В средней группе продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводиться как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).
Методика усложняется, вводиться единая для средней и старшей групп структура занятия. Но длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В ср. гр., особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используются наглядные материалы.
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в ср. гр. можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.
Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.
В старшей группе совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в ср. гр., но для лучшего воспроизведения уместно помочь детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста. Это помогает быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, т. к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы.
Тихо – тихо все кругом указательный палец поднести
Все уснули крепким сном положить ладони п
Петушок один вскочил поднять высоко голову
Всех ребяток разбудил развести руки в сторону
- Ку-ка-ре-ку.
Разучивание стихов, сопровождающееся движением способствует лучшему запоминанию текста, делает его более ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.
В дошкольном возрасте наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
Методические требования по заучиванию стихотворения :
- Не заучивать стихи хором (искажается и пропадает смысл, появляются дефекты речи, пассивные дети таковыми и остаются, формируется монотонное чтение, ненужная тягучесть, искажаются окончания слов, дети быстро утомляются от сопутствующего этому шума);
- Стихотворение заучивается целиком (не по строфам и строкам, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти;
- Не требовать полного запоминания на одном занятии, нужно продумать его повторения, которые должны быть в разных формах (чтение по ролям, предложить вспомнить стихотворение при подходящей ситуации);
- Учет индивидуальных особенностей детей (молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, потешки; застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица);
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» во всем детском саду, т. о. стихи должны звучать не от случая к случая, а систематически и на прогулках, в повседневном общении и т. д.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вку.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.