Ольга Батайкина
Заучивание стихотворения с использованием нетрадиционных техник
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
Тема: Заучивание стихотворения с использованием нетрадиционных техник.
Подготовила: Батайкина О. В.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой заучивания стихов – «мнемотаблица».
Задачи: - научить детей запоминать стихи с помощью мнемотаблицы;
- развивать зрительную и слуховую память;
- воспитывать интерес к поэзии.
Ход ОД
Публикация «Заучивание стихотворения с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
Воспитатель: Дети скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А какой самый любимый детский праздник мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно. Вот и у нас в детском саду уже прошли новогодние утренники. Мы выучили много разных песенок и стихов. А сегодня я хочу предложить вместе выучить еще одно новогоднее стихотворение. Какой, сейчас узнате, он у меня в конверте. (открываю конверт там таблица). Посмотрите дети, похоже новогодние чудеса не закончились. Проказник - Мороз зашифровал наше стихотворение. Дети, вы поможите разгадать эту загадку?
Дети: Да.
Воспитатель: Мороз превратил слова в стихотворении в разные знаки и картинки, они называются - мнемотаблица. Такие таблицы помогают нам запоминать стихи не только на слух, но и зрительно. Прежде чем расшифровывать наше стихотворение, давайте попробуем сами совершить «волшебство» и превратим слова другого стихотворения в символы мнемотаблицы. Хотите попробовать побыть волшебниками?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Сейчас я буду читать вам строчки из стихотворения В. Петровой «Дед Мороз прислал нам елку…», а вы подумайте, какие картинки вам представляются, когда их слышите. Ваши картинки и символы я буду рисовать на доске. Давайте начнем.
ДЕД МОРОЗ ПРИСЛАЛ НАМ ЕЛКУ
Дети: Дед Мороз, письмо, елка
Воспитатель: Молодцы. Читаю дальше:
ОГОНЬКИ НА НЕЙ ЗАЖЕГ
Дети: гирлянда, зажженная лампочка.
Воспитатель: Зарисовала, читаю следующую строчку:
И БЛЕСТЯТ НА НЕЙ ИГОЛКИ
Дети: блестки, искорки, иголки.
Воспитатель: А НА ВЕТОЧКАХ – СНЕЖОК!
Дети: еловые веточки, снежинки.
Воспитатель: Молодцы дети, посмотрите какая мнемотаблица у нас получилась. Кто хочет с ее помощью прочитать стихотворение?
(один-два ребенка по желанию пытаются прочитать стихотворение по символам)
Воспитатель: Какие вы молодцы, настоящие волшебники. А теперь давайте расщифруем наше стихотворение и выучим его наизусть.
Но для начала немножко разомнемся.
ФИЗМИНУТКА
«Зима»
Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Двигают руками из стороны в сторону)
Мы катаемся на санках (Приседают, руки вперед)
Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Двигаются по кругу)
И играем все в снежки. (лепят и бросают)
Воспитатель: Мы с вами размялись, а теперь приступим к заданию.
Посмотрите, что изображено на первой картинке?
Дети: стрелка, девочки и круг.
Воспитатель: А куда показывает стрелочка? И что бы она могла означать? Как связать ее с другими картинками?
Дети: Стрелка показывает вверх, она может означать «встать, подняться». Дальше нарисованы девочки, значит «Девочки встали». Потом маленький круг – кружок.
Воспитатель: Правильно. Получится: ВСТАЛИ ДЕВОЧКИ В КРУЖОК. Посмотрите на другую картинку. Что вы видите?
Дети: Опять стрелочка, человечек закрывает рот рукой.
Воспитатель: Получается: ВСТАЛИ И ПРИМОЛКЛИ.
Смотрим дальше.
Дети: Дед мороз, лампочка, высокая елка.
Воспитатель: ДЕД МОРОЗ ОГНИ ЗАЖЕГ НА ВЫСОКОЙ ЕЛКЕ.
Следующая картинка.
Дети: Стрелочка, звезда, две нитки бус.
Воспитатель: НАВЕРХУ ЗВЕЗДА, БУСЫ В ДВА РЯДА.
И последняя картинка.
Дети: мальчик думает о том чтоб не погасли огоньки, елка, огоньки и восклицательный знак (варианты детей о том, что это означает)
Воспитатель: ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ЕЛКА ПУСТЬ ГОРИТ ВСЕГДА,
Молодцы, дети, расшифровали стихотворение. А теперь я прочитаю его целиком, а вы пытаетесь его запомнить. (Зачитываю стихотворение)
А теперь попробуйте сами. Подсказкой для вас будет мемотаблица. (несколько человек рассказывают стихотворение)
Воспитатель: Дети, вам понравилось учить стихи по картинкам?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: как называется такая техника?
Дети: мнемотаблица.
Воспитатель: я надеюсь, вы хорошо запомнили и расскажите дома своим родителям это стихотворение.