Папки-передвижки

Заседание круглого стола для педагогов и родителей «Педагогический клуб». Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ

Анна Щипанская
Заседание круглого стола для педагогов и родителей «Педагогический клуб». Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители и педагоги! Я рада приветствовать Вас на первом заседание круглого стола среди педагогов и родителей.

В настоящее время внимание многих во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.

Публикация «Заседание круглого стола для педагогов и родителей „Педагогический клуб“, Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Многочисленные наблюдения и исследования показали, что ребёнок, не научившийся учиться и не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество этих ребят имеют трудности в обучении. Об особенностях развития познавательной сферы именно таких детей мы сегодня поговорим. (1 слайд).

Познавательная сфера-это совокупность познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятие, воображение, речи) познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности то есть (игра, изобразительная деятельность, чтения, исследования и т. д).

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. (2 слайд)

Школьники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. (2 слайд)

У этих детей есть различные проблемы в недоразвитие познавательных процессов : памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определённой корректировки в соответствии с особенностями развития ребёнка.

1. Особенности внимания(3 слайд) : неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость. Возникает вопрос как с помощью игр и упражнений можно развивать у ребёнка внимание.

Рассмотрим на примере: (слайд 5)

Дидактическая игра «Где спряталась буква». На уроках русского языка.

Цель: активизировать концентрации внимания, словарный запас.

Возможные варианты заданий:

• За 40 секунд Найди и подчеркни красным карандашом все гласные буквы.

• За 30 секунд Зачеркни только букву Д синим карандашом

• За 20 секунд Зачеркни буквы которые есть в твоём имени

(не обязательно выполнять на время)

Таблица Шульте (слайд 6)

Таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить свойства распределения и переключения внимания, что важно, например, для скорочтения. В этой интересной игре ребёнку нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд в только в центре таблицы (родители могут дома нарисовать такую же таблицу но уже с буквами.).

(7 слайд) Игра с педагогами и родителями. А сейчас мы поиграем в игру «буквенная путаница» перед вами на столах расположены конверт с заданием. Сейчас ваша задача состоит в том чтобы быстро и правильно составить нужные слова по паутинкам, по порядку каждой буквы.

2. Особенности восприятия:(8 слайд) Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднё н: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечёркнутых или наложенных друг на друга изображений предметов.

Рассмотрим на примере:(слайд 9)На уроках математике.

Игра "Фигуры"

Цель: развития восприятия оттенков цвета и закрепления знаний о геометрических фигурах.

Нужно попросить ребёнка соотнести предметы по цвету и по форме, тем мы закрепляем различные оттенки цвета и знания о простейших геометрических фигурах. (Родители могут спросить у ребёнка, назови мне предметы круглой, квадратной, треугольной формы)

Игра :«Спрятанные предметы». (слайд 10)

Цель : формирования зрительного восприятия, его целостности и константности.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

(попрошу родителей и педагогов назвать предметы, предложенные на слайде).

3. Особенности память. (11 слайд) Снижена продуктивность запоминания; ограничение объёма памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Рассмотрим на примере:

Игра «Запомни предмет». (12 слайд) На уроках русского языка.

Цель :развивать зрительную память и внимание.

Запомни рисунки на страничке закрыть рисунок листом бумаги.

И постарайся назвать все предметы

На изучение картинки ребёнку отводится 15 секунд, ребёнок должен назвать не менее 7 предметов.

2 вариант игры(13 слайд) на запоминание цвета.

Игра с педагогами и родителями.

А сейчас давайте поиграем в игру «Волшебный мешок».

Цель: развитие памяти, внимания, операции классификация.

Учитель начинает игру словами «Я положил в мешок яблоки» следующий играющий делает ещё одно слово «Я положил в мешок яблоки, ананасы» третий игрок продолжает «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины» и так далее. Задание можно конкретизировать если предложить детям складывать предметы 1 группы например: школьные принадлежности, овощи,фрукты, и т. д.

(Родители по дороге в школу с ребенком).

4. Особенности мышление. (14 слайд) Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития :

- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,

- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,

- отсутствие познавательного интереса (ребёнок не желает учиться, ставить перед собой определённую цель познавательного характера и т. д. ,

- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,

- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом даётся выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».

- позднее формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

Рассмотрим на примере:

«Полезные предметы» На уроках окружающего мира.

Цель: развитие логического мышления, формирование мыслительных операций.

Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например:

Педагог : «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать?»

Ребё нок: «Можно использовать книгу как подставку»

Другой ребё нок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»

и т. д.

(15-16 слайд аналогичные игры с этой же целью).

Основной целью коррекционо – педагогической работы школьников с ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.

Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного процесса.

Я надеюсь что после нашего заседания те игры и упражнения которые я Вам сегодня продемонстрировала и игры которые у Вас на столах в буклетах (Вы их можете взять себе) помогут как и Вас уважаемые учителя на ваших урока так и Вам уважаемые родители как видите, если взять совсем немного познавательных знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием помочь своему ребёнку – получится тот самый рецепт «правильной» родительской и педагогической помощи, которая поможет ребёнку быть успешным не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения. Спасибо за внимание!.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей №8 (Продолжение) Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно- двигательных координаций, мелкой.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Протокол методического объединения ДОУ в форме круглого стола «Итоги работы МО за 2016–2017 учебный год» Заседания методического объединения воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» от 11.05.2017.

Разработка мини-сценария круглого стола с родителями «Готовность к школе» Вед. Выпуск дошкольника из детского сада – это один из самых волнительных и трогательных моментов в жизни родителей, детей и педагогов.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Автор публикации:
Заседание круглого стола для педагогов и родителей «Педагогический клуб». Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 января 2020 в 10:47
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Заседание круглого стола для педагогов и родителей «Педагогический клуб». Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Щипанская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД