Анна Щипанская
Заседание круглого стола для педагогов и родителей «Педагогический клуб». Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители и педагоги! Я рада приветствовать Вас на первом заседание круглого стола среди педагогов и родителей.
В настоящее время внимание многих во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.
Публикация «Заседание круглого стола для педагогов и родителей „Педагогический клуб“, Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Многочисленные наблюдения и исследования показали, что ребёнок, не научившийся учиться и не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество этих ребят имеют трудности в обучении. Об особенностях развития познавательной сферы именно таких детей мы сегодня поговорим. (1 слайд).
Познавательная сфера-это совокупность познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятие, воображение, речи) познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности то есть (игра, изобразительная деятельность, чтения, исследования и т. д).
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. (2 слайд)
Школьники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. (2 слайд)
У этих детей есть различные проблемы в недоразвитие познавательных процессов : памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определённой корректировки в соответствии с особенностями развития ребёнка.
1. Особенности внимания(3 слайд) : неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость. Возникает вопрос как с помощью игр и упражнений можно развивать у ребёнка внимание.
Рассмотрим на примере: (слайд 5)
Дидактическая игра «Где спряталась буква». На уроках русского языка.
Цель: активизировать концентрации внимания, словарный запас.
Возможные варианты заданий:
• За 40 секунд Найди и подчеркни красным карандашом все гласные буквы.
• За 30 секунд Зачеркни только букву Д синим карандашом
• За 20 секунд Зачеркни буквы которые есть в твоём имени
(не обязательно выполнять на время)
Таблица Шульте (слайд 6)
Таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить свойства распределения и переключения внимания, что важно, например, для скорочтения. В этой интересной игре ребёнку нужно как можно быстрее найти все числа по порядку. Очень важно использовать именно периферическое зрение: удерживай взгляд в только в центре таблицы (родители могут дома нарисовать такую же таблицу но уже с буквами.).
(7 слайд) Игра с педагогами и родителями. А сейчас мы поиграем в игру «буквенная путаница» перед вами на столах расположены конверт с заданием. Сейчас ваша задача состоит в том чтобы быстро и правильно составить нужные слова по паутинкам, по порядку каждой буквы.
2. Особенности восприятия:(8 слайд) Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднё н: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечёркнутых или наложенных друг на друга изображений предметов.
Рассмотрим на примере:(слайд 9)На уроках математике.
Игра "Фигуры"
Цель: развития восприятия оттенков цвета и закрепления знаний о геометрических фигурах.
Нужно попросить ребёнка соотнести предметы по цвету и по форме, тем мы закрепляем различные оттенки цвета и знания о простейших геометрических фигурах. (Родители могут спросить у ребёнка, назови мне предметы круглой, квадратной, треугольной формы)
Игра :«Спрятанные предметы». (слайд 10)
Цель : формирования зрительного восприятия, его целостности и константности.
Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
(попрошу родителей и педагогов назвать предметы, предложенные на слайде).
3. Особенности память. (11 слайд) Снижена продуктивность запоминания; ограничение объёма памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Рассмотрим на примере:
Игра «Запомни предмет». (12 слайд) На уроках русского языка.
Цель :развивать зрительную память и внимание.
Запомни рисунки на страничке закрыть рисунок листом бумаги.
И постарайся назвать все предметы
На изучение картинки ребёнку отводится 15 секунд, ребёнок должен назвать не менее 7 предметов.
2 вариант игры(13 слайд) на запоминание цвета.
Игра с педагогами и родителями.
А сейчас давайте поиграем в игру «Волшебный мешок».
Цель: развитие памяти, внимания, операции классификация.
Учитель начинает игру словами «Я положил в мешок яблоки» следующий играющий делает ещё одно слово «Я положил в мешок яблоки, ананасы» третий игрок продолжает «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины» и так далее. Задание можно конкретизировать если предложить детям складывать предметы 1 группы например: школьные принадлежности, овощи,фрукты, и т. д.
(Родители по дороге в школу с ребенком).
4. Особенности мышление. (14 слайд) Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития :
- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,
- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
- отсутствие познавательного интереса (ребёнок не желает учиться, ставить перед собой определённую цель познавательного характера и т. д. ,
- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,
- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом даётся выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».
- позднее формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Рассмотрим на примере:
«Полезные предметы» На уроках окружающего мира.
Цель: развитие логического мышления, формирование мыслительных операций.
Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например:
Педагог : «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать?»
Ребё нок: «Можно использовать книгу как подставку»
Другой ребё нок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»
и т. д.
(15-16 слайд аналогичные игры с этой же целью).
Основной целью коррекционо – педагогической работы школьников с ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.
Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного процесса.
Я надеюсь что после нашего заседания те игры и упражнения которые я Вам сегодня продемонстрировала и игры которые у Вас на столах в буклетах (Вы их можете взять себе) помогут как и Вас уважаемые учителя на ваших урока так и Вам уважаемые родители как видите, если взять совсем немного познавательных знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием помочь своему ребёнку – получится тот самый рецепт «правильной» родительской и педагогической помощи, которая поможет ребёнку быть успешным не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения. Спасибо за внимание!.