Марина Чудакова
«Нам традиции семейные важны». Заседание клуба «Дар»
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание клуба «ДАР» на тему: «Нам традиции семейные важны»
Руководитель: Чудакова М. А.
Цель: Привлечь внимание родителей к имеющимся семейным традициям.
Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих
сплочению семьи.
Задачи:
1. Способствовать развитию и соблюдению семейных традиций и появлению новых;
Публикация «„Нам традиции семейные важны“, Заседание клуба „Дар“» размещена в разделах
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций между родителями;
3. Повышение педагогической культуры родителей;
Организационный этап
На столе перед родителями раскладываются тексты с афоризмами для изучения родителями:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой);
«Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (Антон Семенович Макаренко);
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Александр Сергеевич Пушкин);
Ход заседания : Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении
Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
-Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)
Обобщение педагогом ответов родителей.
-«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т. е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции. Для того что бы нам настоится на работу и мысли наши пришли в порядок я вам предлагаю намного расслабится и поиграть
1. «Частичка с моего детства».
На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и д. : Мы предлагаем вам окунуться в детство и вспомнить, о чем вы мечтали, когда были детьми. Выберете предмет возьмите в руки, и расскажите нам о мечте детства.
Проведение беседы с родителями
-Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)
- По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
Не красна изба углами, … (красна пирогами).
Каково на дому, таково и … (самому).
Дети не в тягость, а … (в радость).
Когда семья вместе, и (сердце на месте).
Всякой матери свое … (дитя мило).
На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).
Мать кормит детей, как … (земля людей).
Нет человека добрее… (отца с матерью).
Нет дороже… (отца с матерью).
Семья – это (семь я).
- Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
- Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.) Давайте сегодня поговорим о семейных традициях :
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)
-А теперь я вас попрошу каждого вспомнить, какие же традиции существуют в вашей семье и поделится ими с остальными родителями.
(Родители рассказывают о своих семейных традициях).
Сообщение воспитателя на тему «Семейные традиции»
Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
Традиция 1. Семейные праздники.
- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)
-Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)
- Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Традиция 2. Составление родословной своей семьи.
В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.
- Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя (время на выполнение задания – 5 минут).
- У кого получился самый многочисленный род?
- Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?
- Кто придумал имя, которое вы носите?
- Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?
(Родителям можно предложить познакомиться с материалами «О чем говорят ваши инициалы?»)
- Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода.
(Обращает внимание на слова А. С. Пушкина:«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»).
Традиция 3. Семейные архивы.
- Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)
- Есть ли в вашем доме семейный альбом? (ответы)
Традиция 4. Семейный альбом.
-Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Когда листали его в последний раз?
- Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
- Скажите, у кого из вас в семье есть традиция на природу вместе с ребенком? (Ответы)
- Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей на природу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки и принести в детский сад. Просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).
Традиция 6. Семейное посещение музея, выставок.
- Кто из вас постоянно ездит с детьми в музей, кинотеатр? (Ответы)
- Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование.
- Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
- Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного, что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы)
- Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.
Традиция 8. Игры ребенком.
- Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве? (ответы)
- Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.
- Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.
У нас в детском саду тоже есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Новогодний карнавал!», «Весна – красна!», «Масленица» и многие другие. И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети –показывают, родители – смотрят. Уже можно назвать традицией - это помощь родителей :
1) благоустройстве участков (в этом году Ворбьева Л. И., Бунтякова О. Н., Коротина Анна, Камзина Лена помогали таскать песок в песочницу не только для своих детей но и для все остальных –благодарность, Воробьева Л. И рисовала домашних животных, плакаты к Новому году и все что мы попросил благодарность.
2) Украшение группы к Новому году.
Может, придумаем еще какую- ни будь традицию. Какие предложения?
(предложения)
В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте. (О. Высотская)
Памятка
Основные семейные традиции
Традиция празднования дней рождений – это одно из первых
знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость
каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение
праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение
выделяют этот день из череды других.
Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние
обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка
обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность.
Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают
право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют
проявить заботу.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают
вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам,
знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения.
Для любого человека важен интерес к деятельности.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того
чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на
определнный период, обсудить бюджет семьи, е расходы. Это позволяет
ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях,
иметь право голоса, нести ответственность.
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что
хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи,
укрепляет дружеские связи.
Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения
семьи, юбилея, особых успехов в работе и учбе (окончание школы, вуза,
награждение родных и т. п.).
Сказка на ночь;
Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча
по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте
очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия
мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок,
которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым.
Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что
другой человек интересуется им».