Наталья Панкова
Защита диплома по активизации познавательного интереса старших дошкольников и результаты работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории Панкова Н. А.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется презентация по теме (слайд 1, отражающая теоретические аспекты изучения данного вопроса и практические пути решения проблемы.
Наиболее актуальной проблемой современного дошкольного образования является такая организация образовательной деятельности старших дошкольников, которая способствовала бы активизации деятельности и познавательного интереса. Этот вопрос очень актуален, т. к. среди дошкольников, а в будущем и школьников много интеллектуально пассивных детей, не справляющихся с простыми учебными заданиями.
Публикация «Защита диплома по активизации познавательного интереса старших дошкольников и результаты работы по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Теоретическим аспектам развития познавательного интереса старших дошкольников уделяли внимание в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и др. и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова.
2 слайд: Тем не менее, методические пути активизации познавательного интереса в математическом образовании старших дошкольников, несмотря на актуальность, разработаны недостаточно, что послужило выбором темы дипломной работы.
Методология нашего исследования представлена на слайдах:
3 слайд: мы выбрали объект для исследования;
4 слайд: определились с предмет исследования;
5 слайд: поставили для себя цель исследования;
И с соответствии с ними решали следующие задачи; (6 слайд)- задачи
Рабочая гипотеза исследования представлена на слайде. (7 слайд).
Мы опирались на исследования многих психологов, педагогов: (8 слайд)
В нашем исследовании мы воспользовались следующими методами:
- теоретический (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
- эмпирический (констатирующий и формирующий этапы эксперимента);
- количественный анализ обработки данных (статистический анализ).
Экспериментальной базой нашего исследования послужила дошкольная группа компенсирующей направленности. В эксперименте принимали участие 24 человека.
исходя из вышесказанного, можно сказать, что достигнув цели, мы подтвердим значимость нашей работы. (9 слайд)
В первой части нашего исследования рассмотрены теоретические аспекты активизации познавательного интереса старших дошкольников в ООД. (слайд 10)
Мы рассмотрели понятие интереса в такой последовательности: интерес - (11 слайд, познавательный интерес – 12 слайд, познавательный интерес старших дошкольников – 13 слайд.
14 слайд: Для активизации познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности необходимо создать оптимальные условия. Мы выделили две группы.
15 слайд: методические
и психолого-педагогические условия. (16 слайд)
Во второй части нашей работы- опытно-экспериментальной был проведён педагогический эксперимент, с целью проверки эффективности разработанного нами комплекса спец заданий, направленных на активизацию П. И старших дошкольников.
Эксперимент проводился в два этапа. В начале исследования был проведен констатирующий этап эксперимента с целью выявления уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников.
Уровень активизации познавательного интереса выявлялся по следующим критериям:
- широта интереса;
- произвольность (осознанность).
По критерию широты интереса мы воспользовались методикой Н. И. Гуткиной «Таинственное письмо»(17 слайд)
На слайде видно, что уровень активизации познавательного интереса с (по критерию широты интереса) в обеих группах примерно одинаков. Итак, по критерию широты можно сделать вывод о недостаточной активизации познавательного интереса. В каждой группе половина группы - дети с низкой познавательной активностью.
По критерию произвольности познавательного интереса проверка проводилась с помощью методики Н. Г. Лускановой. (18 слайд).
Чтобы доказать, что уровень овладения приёмами умственных действий старшими дошкольниками влияет и на уровень активизации познавательного интереса, мы провели тестирование детей старшей группы. Тестирование проводилось с помощью методики О. Н. Истратовой «Составь рисунки» (19 слайд, которое показало, что старшие дошкольники находятся на одинаковом уровне умения анализировать и синтезировать. В основном преобладает низкий уровень.
После проведения констатирующего этапа нашего эксперимента нами был разработан комплекс специальных заданий математического содержания, направленных на активизацию познавательного интереса старших дошкольников в организованной образовательной деятельности.
ООД проводились 2 раза в неделю по 15-20 минут с детьми ЭГ в условиях организованной образовательной деятельности. На слайдах представлены некоторые задания, направленные на развитие приёмов анализа, синтеза и сравнения - 21-23 слайды.
После этого нами был проведен формирующий этап эксперимента, цель которого – проверить эффективность разработанного нами комплекса заданий математического содержания по активизации познавательного интереса у старших дошкольников приемов.
24 слайд: на слайде показаны в сравнении результаты тестирования по методике Гуткиной в Эг и КГ. Мы видим, что в ЭГ произошли значительное повышение уровня П. И.
25 слайд: по результатам, представленным на слайде, видно, что так же у детей ЭГ, они лучше.
26 слайд: на слайде представлен сравнительный анализ по методике Истратовой- уровень сформированности приёмов анализа и синтеза тоже повысился.
27 слайд: если рассмотреть динамику в ЭГ по результатам констатирующего и формирующего этапов по методике Гуткиной, то видим, что уровень активизации П. И. значительно повысился.
28 слайд: хорошая динамика прослеживается и при анкетировании детей. Дети осознанно проявляют П. И. в ООД.
29 слайд: при тестировании по методике Истратовой можно увидеть, что уровень сформированности приёмов анализа и синтеза, тоже заметно повысился после целенаправленной работы.
Для подтверждения достоверности полученных результатов, мы воспользовались непараметрическим критерием знаков. Эксперимент показал, что в ЭГ уровень развития познавательного интереса существенно выше, чем в КГ с вероятностью ошибки в 5% (степень достоверности 95 %).
Результаты эксперимента показали эффективность разработанного нами комплекса заданий, ориентированного на активизацию познавательного интереса. Цель работы достигнута, рабочая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
Все это дает основание считать, что применение в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста разработанного нами комплекса специальных заданий математического содержания, обеспечивающих реализацию психолого-педагогических условий, способствует активизации познавательного интереса.