Оксана Сарайкина
Конспект занятия по развитию речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Тема «ПОСУДА»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель:
- продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
- Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
- Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении.
- Расширять активный и пассивный словарь детей.
- Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально волевые процессы.
- Развивать графические навыки.
- Воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
- закрепить умение составлять описательные рассказы о предметах посуды.
Приёмы познавательно-речевого развития :
- словесный приё м: беседа, вопрос-ответ.
- решение проблемной ситуации
- дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды»,
«Найди закономерность»,
«Сосчитай и назови»,
«Раскрась контур самовара».
- наглядный приём.
Словарная работа:
Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный,
стеклянный, блестящий, прозрачный.
Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Игры по теме «Посуда».
Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины,чугуна.
Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану - схеме.
Оборудование: костюм для Федоры, самовар, чугунок, кастрюля, железные и
деревянные ложки, любая эстетично выполненная посуда, индивидуальные
задания (карточки, наглядные пособия (фото самоваров, контуры
самоваров, краски, карандаши.
Ход занятия:
1. Часть.
Орг. Момент: В группе появляется Федора:
Федора: Ребята, я хочу вас пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели. какой я
навела порядок. (Дети идут с Федорой в избу).
Федора: - Вот и пришли. Добро пожаловать. (Дети рассаживаются за столом. На
столе посуда : самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки). Посмотрите, что у меня на столе?
Дети: - Самовар, чугунок, ложки…
Федора: - Как это можно назвать одним словом?
Дети: - Посуда.
Федора: - Какая она у меня сегодня?
Дети: - Чистая, блестящая, вымытая…
Федора: - Да, я теперь за посудой слежу, люблю её!
2. Часть.
Дидактическая игра: «Хорошо - плохо».
Федора: - Послушайте загадку и найдите на столе отгадки:
«Сколько не мучайся, ни три его, а белей не сделаешь».
Дети: - Чугунок.
Федора: - Почему так говорят?
Дети: - Потому что он чёрный.
Федора: - Долго я его тёрла, мучилась, думала он грязный, а он просто чёрный,
белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала чугунок?
Дети: - Из железа.
Федора: - Значит он какой?
Дети: - Железный.
Федора: - Да, он железный. Это хорошо! Как вы думаете, почему это хорошо?
Дети: - Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не ломается …
Федора: - Но то, что он железный – тоже и плохо. Почему?
Дети: - Чугунок тяжёлый, холодный. Когда нагреется – обжечься можно…
Федора: - А если бы чугунок сделали из стекла, то он стал бы каким?
Дети: - Стеклянным.
Федора: - Стеклянный чугунок хорошо! Почему?
Дети: - Он лёгкий, красивый, прозрачный, в нём всё видно, он блестящий.
Федора: - Но стеклянный чугунок – это и плохо. Почему?
Дети: - Он может разбиться, тогда порежешься, он хрупкий, его нельзя ставить
в печь.
Федора: - А если бы он был из дерева, то как бы он назывался?
Дети: - Деревянный.
Федора: - Деревянный чугунок хорошо! Почему?
Дети: - Он тёплый. Когда в него нальёшь горячее. То не обожжёшься.
Федора: - Но деревянный чугунок – это и плохо. Почему?
Дети: - Он сгорит в печке. Он непрочный.
Федора: - Всё - таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, но его можно ставить в печь и в нём варить. Какой помощник
мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять чугунок?
Дети: - Ухват.
Федора: - Да посуда, в которой я варю суп, не такая как у вас. В чём ваши мамы варят суп?
Дети: - В кастрюле.
Федора: - Какая посуда ещё есть у меня? (Дети перечисляют предметы посуды).
- Вы знаете, где делают посуду?
Дети: - На фабрике, на заводе.
Федора: - Из каких материалов сделана ваша посуда?
Дети: - Из дерева, железа, стекла, глины, фарфора.
Федора: - А в деревне посуду делают деревенские мастера из железа, глины, дерева.
Федора: -Послушайте загадку и найдите на столе отгадку:
«Сама не ем, а всех кормлю».
Дети: - Ложка.
Федора: - Какие у меня ложки на столе?
Дети: - Деревянные, нарядные, красивые…
Федора: - Да, мои ложки деревянные, нарядные, расписные. Их расписывали
народные умельцы. Мы в деревне такими ложками не только едим, но и
играем на них.
3. Часть.
Логические задачи:
Федора: - Ребята, а какие виды посуды вы знаете?
Дети: - Кухонная, чайная, кофейная, столовая.
Федора: - Давайте поиграем в игру «4-й лишний».
(Предметы кухонной, столовой, чайной и кофейной посуды).
Противень, скалка, тёрка, сахарница.
Тарелка, селёдочница, кастрюля, супница.
Заварной чайник, графин, чашка, блюдце.
Затем Федора предлагает детям взять листочки с изображением разных видов посуды :
1 задание. Что можно дорисовать в каждой группе? (часть детей)
Карточка 1.
Карточка 2.
Карточка 3.
2 задание. Дорисуй, что получилось? (часть детей)
Карточка 1.
Карточка 2.
3 задание. Найди, закономерность и нарисуй недостающую фигуру:
(часть детей)
4 задание. Сосчитай и назови предметы:
Гимнастика «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник (Надули живот, одна рука изогнута
Очень важный, как начальник. как носик, другая на поясе)
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над Голова на тонкой ножке. головой)
Вот пластмассовый поднос (Легли на ковёр, вытянулись)
Он посуду нам принёс.
Составление описательного рассказа о самоваре:
Федора: - Послушайте загадку и найдите её на столе:
«Стоит толстяк, подбочинивши бока,
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит!»
Дети: - Самовар.
Федора: - Как вы догадались, что это самовар?
Дети: - Потому что он толстый и из него пьют чай.
Федора: - А дома вы из чего пьёте чай?
Дети: - Из чайника.
Федора: - Что есть у самовара?
Дети: - Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.
Федора: - Какой самовар?
Дети: - Блестящий, железный, красивый, тяжёлый.
Федора: - Кто может рассказать про самовар всё, что знает? (ответы детей)
- Чтобы самовар был ещё красивее, его можно украсить ягодами, цветами, травкой, как народные умельцы. (Детям раздаются контуры самоваров, они их расписывают).
4. Заключительная часть:
Федора: - Вы умненькие ребята, умеете отгадывать загадки, рассказывать о посуде, расписывать её. Ловко играете на ложках. А вот самовар шипит, кипит, чай пить велит. Федора устраивает чаепитие для детей.
Используемая литература:
Л. М. Граб «Тематическое планирование коррекционной работы в
логопедической группе для детей с ОНР»
Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь» у детей 6-7 лет с ОНР. Москва,
Издательство «ГНОМ», 2011 год.
О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!», Издательский дом
«Литера», Санкт-Петербург, 2001 год.
Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2008 год.
Б. Е Гаврина «Окружающий мир» тетрадь для рисования, КОГУП «Кировская типография», 2005 год.