Елена Швецова
Занятия «Кукла Бессонница», кукла «Купавка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Кукла Бессонница».
Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Бессонницу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Публикация «Занятия „Кукла Бессонница“, кукла „Купавка“ в рамках реализации проекта „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
Технологическая карта «Кукла Бессонница» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.
1. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца;
2. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;
3. голову формируем петлей; туловище укладываем на цветной лоскут;
4. верхний угол цветного лоскута заводим по диагонали за спину куклы;
5. другой угол поднимаем крест-накрест и заводим через спину, - кукла готова.
Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы.
Информация для педагогов и родителей. Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего, плачущего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.
Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней группе они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.).
Педагог показывает куклу Бессонницу и рассказывает ее историю (изготавливалась из мягких нежных лоскутков и укладывалась в колыбельки и кроватки, чтобы дети охотно засыпали и видели радостные сны). Поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для старшей группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.
Практический результат. Коллективная выставка «Нарядный хоровод», в котором куклы Бессонницы, изготовленные детьми из разноцветных лоскутков, размещаются на кружевной ленте.
Занятие "Кукла Купавка".
Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Купавку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Технологическая карта «Кукла Купавка» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.
1. Подбираем две палочки (или ветки деревьев) разной длины;
2. связываем палочки крест-накрест;
3. берем ситцевую ткань, на верхней части креста укрепляем голову, набитую ветошью, этой же самой тканью набиваем руки куклы; фиксируем ткань на шее, руках и поясе куклы;
4. берем цветной ситец и привязываем лямки сарафана;
5 из декоративной ткани изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем ленточки;
Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, палочки или веточки деревьев разной длины.
Предварительная работа. Экскурсия в музей ДОУ и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках; создание дидактического альбома «Коллекция лоскутков» или дидактической игры «Лоскуток к лоскутку»; создание коллекции лоскутков; упражнения в шнуровании и завязывании. Разновозрастное общение: помощь детям раннего и младшего возраста в дидактических играх со шнуровкой.
Информация для педагогов и родителей.
Это кукла «одного дня», которая открывала сезон купаний. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке.
Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья, невзгоды, людские болезни и приводили женихов. Эту летнюю куклу принято было украшать травой, живыми цветами, ветками.
А в Крещенские дни делали куклу Крестец, символ мужчин. Ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.
Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней и старшей группах они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане, бессонницу, лихорадку и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.). Педагог показывает куклу Купавку и рассказывает ее историю (изготавливалась из лоскутков на крестообразной основе из палочек или веточек деревьев разной длины и сплавлялась вниз по реке, чтобы забрать все печали и болезни людей). Педагог предлагает детям поиграть в игру «Загадаю Купавке мое желание». Педагог поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.