Светлана Стрельникова
Занятие-экскурсия «Дорога в космос» реализация регионального социально-значимого проекта для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству посредством эмоционального восприятия картин художников, раскрывших тему космоса на своих полотнах.
Репродукции картин: А. К. Соколов «Перед стартом», А. И. Плотнов «Ю. А. Гагарин», А. К. Соколов «Стартует «Союз-9», «Свершилась стыковка», А. А. Леонов «Возвращение «Востока», А. К. Соколова «Домой», фотография Ю. А. Гагарина.
Публикация «Занятие-экскурсия „Дорога в космос“ реализация регионального социально-значимого проекта для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Прогулки по ПДД: наблюдение за транспортом, дорогой
- Проекты. Проектная деятельность
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Словарь: Космический пейзаж, портрет, подвиг, космонавт, художник, конструктор.
Оборудование и материал: Музыкальный центр, стойки для картин, набор геометрических фигур для конструирования (Объёмные или плоскостные, глобус, драпировка, два стола.
Ход занятия- экскурсии.
Педагог : Ребята, проходите и рассаживайте в вокруг «Коробки открытий»
-Максим открой коробку и достань предмет, который там лежит. И расскажи нам о нем.
Педагог: Глобус-это уменьшенная модель Земли. Имя первого космонавта, облетевшего вокруг нашей планеты – Юрий Алексеевич Гагарин.
Показываю фотографию Ю. А. Гагарина п предлагаю представить что в центре круга –Земля; а сам круг орбита. Юрий Гагарин отправился в полёт, вышел на орбиту.
Педагог: Ребята рассмотрите фотоснимок, передавая его друг другу по часовой стрелке, будто бы космонавт летит по орбите. Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, его полёт длился всего 108 минут, но именно эти минуты стали знаменитыми на весь мир. Сегодня космонавты живут и работают на космической станции месяцами. В скором будущем мечта отправится в космическое путешествие, станет реальностью для каждого человека.
Педагог: Ребята давайте свами пойдем в галерейную зону и отправимся в космос по той самой дороге, по которой много лет назад Ю. Гагарин поднялся на космическую орбиту. Во время перехода детей кладу в 2 коробку открытий» набор геометрических фигур для конструирования ракет. (если плоскостные)
Андрей Константинович Соколов на картине «Перед стартом» запечатлел легендарный взмах руки космонавта в день первого полёта в космос. На фоне синего неба и верхней части ракеты-носителя «Восток» художник показывает стоящего Ю. А. Гагарина. До старта остаётся несколько минут. Перед тем как сесть в корабль, Юрий Алексеевич Гагарин остановился и поднял руку вверх.
Ребята как вы думаете :- Что может означать такой жест? (отв. детей)
Своим жестом Гагарин одновременно сказа: до встречи и прощайте. Тогда он ещё не знал как пройдет полёт. Благодаря композиционному решению картины художнику удалось показать и космонавта, и ракету, изобразив только её верхнюю часть.
Педагог: -Ребята представьте: Если бы на картине была видна ракета целиком, то смогли бы вы рассмотреть космонавта? Почему? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, продолжаю рассказ. Войдя в ракету, Ю. ,А. Гагарин сел в кресло спускаемого аппарата в ожидании обратного отсчёта и пуска космической ракеты. Находясь в одиночестве, он, конечно, испытывал разные чувства, и разные мысли проносились в его голове. Всё это хорошо видно на картине- Андрея Ивановича Плотнова «Ю. А. Гагарин» Педагог снимает ткань с репродукции. Это погрудный портрет, с которого взору зрителя предстает первый космонавт : его взгляд излучает уверенность, на губах видна легкая улыбка, он спокоен. Лицо Гагарина освещает луч света, падающий из иллюминатора (окна космического корабля). На голове космонавта- гермошлем, обеспечивающий его выживание в условиях полёта и при катапультировании. У его рта- специальное переговорное устройство для связи с теми, кто руководит полётом с Земли. Космонавт сидит, пристегнутый ремнями в кресле внутри спускаемой капсулы, он готов совершить подвиг в мирное время.
На полотне, принадлежащем кисти художника Андрея Соколова, видно, как стартует космический корабль «Союз-9» - это одна из следующих ракет, которые теперь уже по знакомой дороге отправлялись в космос. Её полет длился 17 дней, и было совершено 286 витков вокруг Земли. Художник изобразил космический корабль в полную величину, его длина-8метров. Ночной старт осуществлялся с космодрома Байконур. Для передачи обстановки на стартовой площадке автор использовал тёплую цветовую гамму, от жёлтого до бордового цвета. Высокая температура, клубы дыма, рёв двигателей- всё это можно увидеть и услышать в картине. Крепления пусковой установки откинуты в стороны, ракета, набирая скорость, отправляется в космос. В эту минуту каждый думает о тех людях, кто строит космические корабли.
-Люди, каких профессий принимают участие в создании ракет (отв. детей)
Дождавшись ответа «конструктор», педагог предлагает ребятам перейти в игровую зону и поиграть в игру «Конструкторское бюро», достав из «Коробки открытий» наборы геометрических фигур и разложив их на столах. Разделившись на команды, дети конструируют ракеты под музыкальное сопровождение, например музыку к песне «Земля в иллюминаторе» и дают им названия. По окончанию игры все возвращаются в галерейную зону.
В космос отравляется ракета-носитель, а на орбите оказывается только пилотируемый корабль. На картине Андрея Соколова «Свершилась стыковка» изображены два таких корабля., которыми управляют космонавты. На заднем плане космического пейзажа художник запечатлел множество звезд, созвездий и планету Земля. Коричневым цветом изобразил горы, синим-реки и огромное, причудливой формы самое глубокое озеро в мире- Байкал, в котором отразилось солнце. Именно над этим озером была совершена стыковка двух кораблей. Космический корабль «Союз-5» стартовал за день до отправления космического корабля «Союз-6». Выйдя на космическую орбиту в назначенное время, экипажи осуществили стыковку-соединение космических кораблей. Космонавты одного корабля перешли в другой и пожали друг другу руки. Это стало не менее важным событием, чем первый полёт.
Сегодня на орбите действует Международная космическая станция (МКС). К ней летят космические корабли всего мира. Используя стыковочные механизмы, космонавты стыкуются со станцией и переходят в МКС. Там они работают и живут, осуществляя научные исследования и открытия. Например, в результате запусков искусственных спутников Земли появилось спутниковое телевидение. Завершив запланированную работу, космонавты возвращаются на Землю. Так же как вернулся Ю. Гагарин, облетев Землю один раз.
Картина «Возвращение «Востока» написана лётчиком-испытателем и художником Алексеем Архиповичем Леоновым. Он сам не раз летал в космос и был первым, кто вышел в открытое космическое пространство. Им написано много произведений. Это посвящено возвращению первого космонавта.
Юрий Гагарин возвращался на Землю, находясь в спускаемом аппарате, капсуле. В назначенное время космический корабль сошёл с орбиты и начал спускаться на Землю. При проходе через плотные слои атмосферы температура на поверхности капсулы повысилась. На картине видно, как горит внешнее покрытие спускаемого аппарата. Огненная капля с огромной скоростью мчится к Земле. Юрий Гагарин, находясь внутри, отслеживал момент, когда можно будет катапультироваться. И на следующей картине художник Андрей Соколов показывает то, как космонавт достиг Земли. После того, как произошло катапультирование, раскрылся парашют.
-Почему на картине изображено два парашюта? Кто или что спускается на втором парашюте? (отв. детей) Педагог подводит итог. На картине «Домой» А. Соколова показывает момент спуска на Землю космонавта и спускаемого аппарата.
Известно, что пилотируемый Ю. А. Гагариным космический корабль «Восток», завершая первый в истории полёт человека, приземлился на саратовской земле, значит, на картине изображена река Волга, над которой пролетал первый космонавт, и поле, которое сегодня называется Гагаринским. Каждый год 12 апреля у монумента Юрию Алексеевичу Гагарину собирается большое количество людей –праздновать Всемирный день космонавтики и авиации.
Итог: Ребята подойди те к картинам ближе, и рассмотрите их.
-Зачем мы отправлялись в путешествие?
-Что нового узнали?
-Что сможете нарисовать, сконструировать?