Петрова Наталия Владимировна
Конспект занятия-викторины «Творчество В. В. Бианки»
Занятие — викторина
«Творчество В. В. Бианки»
[/b]
Цель: Уточнить и закрепить знания, полученные при знакомстве с творчеством В. В. Бианки.
Задачи:
- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;
- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,
- воспитывать желание у детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;
-воспитывать любовь и уважение к природе, к братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;
Публикация «Конспект занятия-викторины „Творчество В, В, Бианки“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
- с помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу родителей, детей дошкольного возраста через чтение произведений писателя В. В Бианки.
Предварительная работа:
- оформление стенда с книгами В. Бианки «В гостях у героев В. В. Бианки»
- подбор фонограмм;
- чтение книг;
- просмотр мультфильма по произведению Бианки;
- выставка детских творческих работ по произведениям В. В. Бианки.
Оборудование и материал: вопросы, музыка, дидактический материал, дипломы победителей.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в страну произведений замечательного писателя В. Бианки, Кому он посвятил свои произведения?
Лесная полянка и пение птиц.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Воспитатель: Дома вы с родителями изготовили книжки-малышки и сейчас познакомите нас с ними.
Рассказы детей о книгах и главных героях произведений В. В. Бианки
Воспитатель: Ребята, вы рассказали о том, что Бианки посвятил природе, животным, птицам и насекомым все свои произведения.
Я предлагаю вам проверить, что же мы узнали о творчестве В. Бианки и провести викторину. Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.
Вы хотите со мной поиграть?
Дети: да
Воспитатель: Мы с вами разделимся на две команды.
«Мышки»:
«Мы весёлые мышата
Необычные мышата,
Мы друзья мышонка Пика
Любим бегать и пищать,
И попробуем сегодня,
Все загадки разгадать!»
«Муравьишки»:
Муравьишки мы, трудяги,
Дружные ребята
Трудимся без устали,
Любим отдыхать,
На вопросы ваши
Будем отвечать!»
Музыка начало игры.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.
Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.
Разминка:
1. О чём писал В. В. Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дома? (муравьишка)
3. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
5. Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
6. Кто играл на щепке из рассказа В. Бианки «Музыкант»? (медведь)
7. Кто просил всех животных отдать ему хвост? (муха)
8. Для чего понадобился мухе хвост? (Для красоты).
Воспитатель: Вот каким был наблюдательным В. Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.
Воспитатель: А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.
1задание «Как всё начиналось»
Воспитатель: Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.
«Мышки»
1. «Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?»
(«Лис и мышонок»)
2. «Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден».
(«Как муравьишка домой спешил»)
«Муравьишки»
1. «Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»).
2. «Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»).
2 задание «Отгадай героя»
Воспитатель: Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.
«Мышки»
1 «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось».
(Дуб из произведения «Теремок»)
2 «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада».
(Береговушка из произведения «Лесные домишки»)
3 «Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки».
(гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)
«Муравьишки»
1 «У меня не простой нос, а замысловатый, я им круглый год семечки из шишек вылущиваю»
(Клёст из произведения «Чей нос лучше)
2 «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче»
(Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик»)
3 «Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду».
(водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).
3 задание «Кто что ест?»
Воспитатель: В сказке «Чей нос лучше -O- В. Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.
«Мышки» -Назовите, корм, который ест клест.
«Муравьишки» -Назовите, корм, который ест дубонос.
4 задание «Кто больше?»
Воспитатель: Ответьте на вопрос: "Кто меньше?"
«Мышки» -лис или мышонок
«Муравьишки» -мышь или сова
5 задание «Назови книгу»
Я буду читать из книг В. В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книгу.
«Мышки»
1. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)
Книга: «Кто чем поет?»
2. «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)
Книга: «Музыкант»
«Муравьишки»
1. «Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью – под другим берегом: там тоже ключ был. Так всю зиму и прожила. «Ах ты. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»». Кого хотел поймать Лис? (Уточку)
Книга: «Хитрый Лис и умная Уточка»
2. «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (О майском жуке)
Книга: «Как Муравьишка домой спешил»
6 задание «Помоги Муравьишке».
В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.
(Гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блошачок, кузнечик, водомерка, майский жук, гусеница-листоверка).
7 Задание: «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, а сейчас вам нужно собрать картинку к произведению В. В. Бианки и назвать это произведение.
8 Задание: «Загадки»
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл.
«Мышки»
1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
2. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
3. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо)
4. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)
6. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
«Муравьишки»
1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
2. В воде она живёт, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
3. Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница)
4. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
5. В мае к вам я прилетаю,
Как пчела, жужжа, пугаю,
Грозный, издавая звук.
Кто я, дети? (Майский Жук)
6. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра. Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
Вам понравилось путешествие по произведениям В. Бианки?
Что вам больше всего понравилось?
Подсчитаем фишки.
(детям вручаются дипломы.)