Елена Ренева
Занятие в старшей группе «Краса ненаглядная»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Краса ненаглядная»
Интеграция образовательных областей:
1) «Познавательное развитие»
2) «Речевое развитие»
3) «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1 Прививать детям интерес к различным видам народных промыслов, к разнооб- разным природным материалам, из которых мастера делали различные изделия.
(познавательное развитие)
1. Расширять представление детей о старинном быте людей.
(познавательное развитие)
Публикация «Занятие в старшей группе „Краса ненаглядная“» размещена в разделах
2. Активизировать мыслительную деятельность, закрепить в лексиконе детей слова: быт, мастера, росписи, резьба.
(речевое развитие)
3. Воспитывать эстетическое отношение к народно - прикладному искусству.
(художественно-эстетическое развитие)
Методы и приемы:- практические – просмотр слайдов, ответы детей
- наглядные – демонстрация презентации
- словесные – беседа, вопросы к детям
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор.
Ход занятия:
В. - Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).
- А как нас с вами называют? (Россияне, русские)
В. - Ребята, люди на Руси всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т. д. (показ слайда№2). Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство.
В. - Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей националь-ной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным трудом, причем каждый мастер все делал сам - от начала и до конца (показ слайда №3). Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
В. - Раньше не было магазинов и все свои изделия, товары мастера приносили на яр-марки (показ слайда №4).
- Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мас-терстве. На ярмарке было все. Ярмарки были зимние, весенние, летние и осенние (слайд №5).
- Посмотрите и скажите, что можно было купить на ярмарке? (Ответы детей)
- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. При-рода давала людям главный материал. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали це-лые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы.
- До наших дней сохранились в России традиционные промыслы: резьба по дереву, плетение кружев, изготовление глиняной посуды и ее роспись…
В. - На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое - вологодское кружево (показ слайда №6). Посмотрите, какое раз-нообразие кружева. И где только не нашлось ему применения: шали, воротники, от-делка на одежде и т. д. (показ слайда №7).
В. - Глина - один из самых распространенных природных материалов.
-Что делали люди из глины? (показ слайда №8) (ответы детей)
-А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки (показ слайда №9). Квас-ники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси (слайд №10).
- Чем же отличались гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей).
В. - Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины и распи-саны голубовато- синими мазками.
- Ребята, какой еще материал природа дарит человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом (слайд №11)
Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народ-ного творчества (слайд №12). Какие красивые кружева украшают дома:
резные наличники, ворота, крыши. Лучшие породы деревьев для промысла - это ли-па, осина, береза, ольха, дуб.
-А вот и росписи по дереву! Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи – это Хохлома! (слайд №13)
- А как красива наша русская матрешка! Она является символом России! (слайд №14). Посмотрите на посуду: ложки, половники, стаканчики и т. д.
Хохломские узоры украшали также столы, стулья, панно.
В. - Вот, ребята, как много интересного вы сегодня узнали! Что же вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!