Ирина Жилиховская
Конспект занятия в подготовительной группе «Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности
Задачи:
-Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу
-Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
-Развитие коммуникативных навыков
-Развитие мышления
-Музыкальное сопровождение: «Вместе весело шагать»
Дополнительное оборудование: использование ИКТ
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наше занятие с разминки.
Упражнение называется «Клубочек».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Толерантность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить «у меня сегодня хорошее настроение, потому что ….»При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец». Воспитатель показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью. «Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое». Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятие, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы, такое слово, как «толерантность»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А как вы понимаете это слово?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте для начала попробуем поздороваться по разному:
Дети встают в две колонны, напротив друг друга:
Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония)
— Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
— Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
— Показать язык – Тибет;
— Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
И разговариваем, ребята, мы тоже на разных языках. Французы – на французском, англичане – на, украинцы – на, таджики – на … Сколько национальностей – столько языков, обычаев, разных культур. Но разве не похожие на нас люди плохие? Разве мы можем не любить и не уважать их лишь за то, что они не похожи на нас?
Конечно, нет, если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете, что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность.
Посмотрите друг на друга. Чем мы похожи?
Дети: Мы - люди, у нас есть руки, ноги, мы умеем говорить, думать.
Воспитатель: А что разное?
Дети: цвет глаз, волосы, кожи
Воспитатель: У нас разные интересы, мы яркие, как бабочки на полянке: нет ни одной похожей - все мы порхаем на полянке и нам всем весело и дружно, Хорошо жить вместе!
Воспитатель:- Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как своими словами объяснить, что такое толерантность? Давайте подберем близкие по значению слова…
Дети: ответы детей: это дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом.
Воспитатель: Близким по значению к слову «толерантность» будет «терпимость». Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?
Дети:- он должен быть внимательным и добрым
Воспитатель: Да, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Воспитатель:
- Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги.)
- Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
- Сейчас мы с вами проверим, одинаковые мы все или разные.
Слушайте внимательно:
- Выйдите в круг те, у кого темные волосы
- Встаньте те, у кого есть сестра
- Покивайте головой те, кто мальчики
- Похлопайте те, у кого голубые глаза
- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
А как вы думаете вы сами люди толерантные?
Дети: ответы детей: (да, нет.)
Воспитатель:- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
Упражнение «Комплименты»
- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека. Вам надо сказать комплимент своему соседу слева. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Дети: ответы детей (добрый, хороший, милый, красивый, умный и тд)
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», обсуждается с детьми то, что дети почувствовали во время упражнения.
Воспитатель: Вам понравилось это упражнение? Почему? Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными? Почему разные?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Воспитатель: Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, радостно хлопаете в ладоши, а если злой, сложите руки в замок.
Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, ЗолушкаКрасная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина
Игра «Кто с кем дружит?
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и мультфильмы. Перед вами разные герои. Как вы думаете, кто из них с кем дружит? (имена героев на доске)
Малыш и (Карлсон).
Буратино и (Мальвина, Пьеро).
Бурундуки Чип и (Дейл).
Белоснежка и (семь гномов).
Вини Пух и (Пятачок).
Герда и (Кай)
Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)
Крокодил Гена и (Чебурашка).
Воспитатель: Я буду зачитывать начало пословиц, а вы продолжите её.
•Добрые дела - красят … (Человека)
• Не имей 100 рублей, а имей 100. (Друзей)
• Жизнь дана на… (Добрые дела)
• За добро – платят … (Добром)
• Злой не верит, что есть … (Добрый)
• Добро помни, а зло … (Забывай)
Воспитатель: Физминутка «Ухо – нос»
Если я говорю вам нос – вы беретесь за свой нос, если говорю ухо, то за ухо.
Но я вас буду путать. Приготовились? Тогда начинаем.
Воспитатель: Упражнение «Какой я»
«У меня в руках волшебный мешочек, там бусинки, которые подскажут нам, какие вы необычные. Каждый возьмет бусинку и положит себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! Давайте будем хвалить себя и рассказывать о своих увлечениях. Послушайте, как это сделаю я». (ребенок рассказывает о себе и нанизывает бусины на нитку).
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
-Ваше увлечение (чем вы любите заниматься)
- За что можешь похвалить себя?
Воспитатель: Посмотрите, какие эти бусины красивые, необычные, как и вы. Вот мы с вами собрали наше необычное ожерелье. Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.
Воспитатель: Игра «Те, кто любит…»
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит лето
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение
Воспитатель: Динамическая пауза «Ровным кругом»
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так…
Дети образуют круг, в центре которого находится водящий. Взявшись за
руки, дети идут по кругу и произносят текст. Останавливаются и
повторяют движения за водящим, затем игра повторяется с другим
водящим.
Воспитатель читает стихотворение Н. Григорьевой «Не имя красит
человека».
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?
- Ссориться так не прилично,-
Няня нам совет дала.
- И не имя красит личность –
Красят имя лишь дела.
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать.
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же ваши, знайте –
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
Воспитатель: Дидактическая игра «Мужские и женские имена»
Дети становятся в круг. Ребенок, у которого в руках мяч называет мужское
имя и бросает мяч другому ребенку. Игра повторяется с называнием
женских и мужских имён
Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку «Отец и сыновья» Л. Н. Толстого
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
Ребята, мы с вами прослушали сказку, и теперь я вам предлагаю взять веник в руки и постараться его сломать. Не получается, попробуйте ещё раз, никак. Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в, согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
Воспитатель: - Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии?
Дети: - Это значит жить вместе и дружно, не ссориться.
Воспитатель: - А как вы относитесь к своим братьям и сёстрам.
Дети: - Мы им помогаем, защищаем и оберегаем.
Воспитатель: А как можно понять, как догадаться, что человек к нам относится доброжелательно. Дети: - Он улыбается, руки у него свободны, ладони раскрыты.
Воспитатель: - А давайте покажем, как мы можем дружить, что для этого нужно сделать?
Дети: - Взяться за руки.
Воспитатель: - А ещё мы с вами можем сделать дружный хоровод, с помощью вот этой верёвочки. Сколько в группе у нас ребят? Много. Давайте столько завяжем узелков на верёвке.
А теперь каждый себе выберет узелок и начнёт превращать его в куколку.
Мы возьмём лоскут ткани круглой формы и обернём тканью узелок так, чтобы он оказался в центре, у нас получится голова и платье, и зафиксируем ниткой как раз под головой.
Что получилось?
Дети: - Куколка.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, какие они все разные, красочные. А на что похожа верёвочка?
Дети: - На хоровод. Как будто много ребят держатся за руки
Воспитатель: А чтобы получился у нас круг, я соединю два конца верёвочки и сделаю тоже куколку.
Вот и получилась наша дружная группа.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Узнаем, чем мы похожи!»
Нужно быстро решить и ответить, кто услышит то, что ему близко, нравится, встают и объединяются в одну группу, остальные сидят!
1)Кто любит шоколад? Кто любит танцевать?
Кто любит играть в машинки? Кто любит играть в дочки-матери?
2) А теперь постараемся объединиться в одно целое!
Игра «Веселая сороконожка!»
(дети садятся в одну линию, кладут руки соседям на плечи и по команде поднимают то левую, то правую ноги. «Сороконожка марширует!»
Итог занятия :
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность»? Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Ритуал прощания
Дети берутся за руки и передают друг другу «ток» (сжимают руку своему соседу по кругу)
Ребё нок1:
Пускай мне хорошо в гостях,
Но лучше дом родной.
В каких бы ни был я местах —
Всегда вернусь домой.
Меня родные стены ждут —
Помогут, защитят.
Ведь дома нас всегда поймут,
Утешат и простят.
Ребё нок 2:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Песня «Улыбка», «Если добрый ты», «Дорогою добра».