Татьяна Пилипенко
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине Осень
Цели:
1. Формирование представлений детей об описании и его структурных элементах.
2. Развивать навыки словообразования.
3. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
1. Организационный момент:
Отгадайте загадку:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа по картине „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Упражнение «Нарисуем портрет».
А) Рассмотрим картинки с изображением осени
-Ранняя осень
-Золотая осень
-Поздняя осень
Определите где? какая осень. По каким признакам определили?
Б) Слушайте следующую загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется… «пейзаж»
- Что такое пейзаж?
- Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.
- Правильно! Картина «Осень» - это пейзаж.
Мы с вами очень ждали прихода красавицы - осени. Наблюдали, как изменяется окраска у листьев, рассматривали изящные, резные листочки, листва золотым ковром покрыла всю землю. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года.
Ребята сегодня утром нам в детский сад пришло письмо от Снегурочки, прочитать его вам?
Письмо
«Здравствуйте ребята, я очень соскучилась.
Скоро придёт зима, и мы снова увидимся.
Напишите, расскажите какая у вас сейчас природа.
Снегурочка.»
Попробуем помочь Снегурочке?
Мы с вами попробуем описать эту картину, напишем письмо и пошлем это письмо Снегурочке.
Все ли понятно из этого описания - «Это лес. Кругом желтая листва.»
Каких сведений не хватает?
Для точного описания нужно указать, что здесь нарисовано. Для точного описания пейзажа нужно : описать какое время изображено на картине, какие деревья, какая листва, какое небо.
Чтобы описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения.
Послушайте, как это делает поэт Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
Подберите сравнение к слову Осень : (Красивая, золотая, дождливая, ветренная)
А теперь к осенним деревьям (Багряный дуб, красавица рябинав красных бусах, тополь словно желтый зонтик)
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
Давайте представим, что мы с вами в осеннем лесу
Физминутка «Осенние листочки»
(дети под музыку выполняют движения с листочками)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)
3. Составление описания
Сейчас вы закроете глаза, я произнесу волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы очутимся в лесу!» Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Посмотрите на этот лес и расскажите о нем, а я буду записывать ваши рассказы. (Рассказы детей).
- Пора и домой возвращаться, Закройте глаза. Раз, два, три- обратно нас верни! Откройте глаза, вот мы и дома.
А теперь послушайте, что мы написали Снегурочке.
«Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.»
4. Итог занятия. (Дети рассказывают свои рассказы)