Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Татьяна Пилипенко
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Составление рассказа по картине Осень

Цели:

1. Формирование представлений детей об описании и его структурных элементах.

2. Развивать навыки словообразования.

3. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

1. Организационный момент:

Отгадайте загадку:

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа по картине „Осень“» размещена в разделах

осенью зовется.

2. Упражнение «Нарисуем портрет».

А) Рассмотрим картинки с изображением осени

-Ранняя осень

-Золотая осень

-Поздняя осень

Определите где? какая осень. По каким признакам определили?

Б) Слушайте следующую загадку:

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется… «пейзаж»

- Что такое пейзаж?

- Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.

- Правильно! Картина «Осень» - это пейзаж.

Мы с вами очень ждали прихода красавицы - осени. Наблюдали, как изменяется окраска у листьев, рассматривали изящные, резные листочки, листва золотым ковром покрыла всю землю. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года.

Ребята сегодня утром нам в детский сад пришло письмо от Снегурочки, прочитать его вам?

Письмо

«Здравствуйте ребята, я очень соскучилась.

Скоро придёт зима, и мы снова увидимся.

Напишите, расскажите какая у вас сейчас природа.

Снегурочка.»

Попробуем помочь Снегурочке?

Мы с вами попробуем описать эту картину, напишем письмо и пошлем это письмо Снегурочке.

Все ли понятно из этого описания - «Это лес. Кругом желтая листва.»

Каких сведений не хватает?

Для точного описания нужно указать, что здесь нарисовано. Для точного описания пейзажа нужно : описать какое время изображено на картине, какие деревья, какая листва, какое небо.

Чтобы описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения.

Послушайте, как это делает поэт Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Подберите сравнение к слову Осень : (Красивая, золотая, дождливая, ветренная)

А теперь к осенним деревьям (Багряный дуб, красавица рябинав красных бусах, тополь словно желтый зонтик)

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

Давайте представим, что мы с вами в осеннем лесу

Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)

3. Составление описания

Сейчас вы закроете глаза, я произнесу волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы очутимся в лесу!» Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Посмотрите на этот лес и расскажите о нем, а я буду записывать ваши рассказы. (Рассказы детей).

- Пора и домой возвращаться, Закройте глаза. Раз, два, три- обратно нас верни! Откройте глаза, вот мы и дома.

А теперь послушайте, что мы написали Снегурочке.

«Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.»

4. Итог занятия. (Дети рассказывают свои рассказы)

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Фантазёры»Авторская дидактическая игра «Фантазёры» Варианты игры. - Выкладывание задуманного сюжета из картинного материала. - Составление рассказа о временах года. - Что перепутал художник.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 20:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пилипенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД