Марина Рецлова
Занятие в музыкальной гостинной «В гостях у Хозяйки медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад «Колосок»
Познавательное развлечение
«В гостях у Хозяйки медной горы»
старшие группы
Подготовила и провела: Рецлова М. А.
музыкальный руководитель
высшей категории
п. Буранный 2012 год
Программное содержание:
• Закреплять знания детей о народных промыслах Урала.
Публикация «Занятие в музыкальной гостинной „В гостях у Хозяйки медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Дать знания об уральских самоцветах, их многообразии и прикладном использовании.
• Систематизировать знания детей об уральской росписи и учить сравнивать и находить отличия её элементов от хохломской.
• Познакомить с работами художника – односельчанина Горбунова С. И., выполненных по мотивам сказов П. П. Бажова.
• Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
• Продолжать развивать чувство ритма, учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движениях; закреплять навыки перестроения в хороводе (хороводный шаг, змейка, кружение в парах).
• Совершенствовать певческие навыки и умения: выразительно исполнять знакомую песню, уметь петь коллективно, слушать себя и других во время исполнения, слышать вступление и проигрыш.
• Воспитание чувства любви и гордости к малой родине сопричастности к судьбе родного края, к его культурным ценностям и наследию.
Предварительная работа:
• Воспитатели знакомят детей с творчеством П. П. Бажова, читают и анализируют его произведения.
• Комплексные занятия в этнографической комнате «русская изба» по промыслам уральских мастеров совместно с воспитателями (аппликация, ручной труд, рисование).
• Экскурсия в зону «Владения Хозяйки медной горы».
• Беседы с детьми о народных промыслах Урала. Рассматривание предметов прикладного искусства: шкатулки, посуда и др.
• Просмотр презентации.
• Изготовление костюмов к танцу «Уральская кадриль», оформление их элементами уральской росписи.
• Разучивание танца с группой детей, совместно с инструктором по физвоспитанию (движения на роликовых коньках).
• Съёмка видеосюжетов с Хозяйкой медной горы.
Оборудование:
• Выставки камней и изделий: броши, серьги, колье, статуэтки, картины.
• Видеосюжеты «Встреча Хозяйки медной горы с детьми».
• Мультимедийное оборудование.
Музыкальный материал :
• Русская народная мелодия «Светит месяц».
• «Осенний вальс» муз. Л. Б. Гусевой
сл. авторские
• «Кадриль» русская народная мелодия в обработке П. Р. Машкина.
Ход занятия:
В зале создана следующая обстановка: «волшебное зеркало» (экран для видеопросмотров, мини-выставка работ уральских мастеров (картины художника-односельчанина…., ювелирные украшения из уральских камней, фигурки каслинского литья и т. д.)
Дети получают приглашение от музыкального руководителя :
«Дорогие ребята, я вас вновь приглашаю к себе в музыкальную гостиную, где вас ждёт необыкновенная встреча». Дети в народных костюмах вместе с воспитателем направляются в музыкальный зал, из которого слышна русская народная мелодия. К ним навстречу выходит музыкальный руководитель.
М. р. : Добрый день, дорогие друзья.
Нашей встречи рада я.
Воспитатель: Мы приглашенье Ваше получили
И в зал все дружно поспешили.
М. р. : Проходите в зал скорей
Приятно видеть у себя гостей.
С этими словами дети под русскую народную мелодию «Светит месяц» проходят в зал, выполняя танцевальные движения хоровода, по окончанию которого «оживает волшебное зеркало» и в разговор вступает Хозяйка медной горы
Х. м. г. : Это кто тут пожаловал в мои владения, кто лес и горы раньше времени тревожит. Зачем сюда пожаловали?»
М. р. : Мы хотели бы с ребятами ещё раз вспомнить, чем богат Урал Батюшка, какими умельцами, мастерами славится. А вы кто такая?
Х. м. г. : Неужели никто меня не узнал? А если так… (хозяйка превращается в ящерку с короной, после того как её правильно назовут дети, принимает свой облик).
Дети отвечают, что это Хозяйка медной горы.
Х. м. г. : Да, правильно сказали. Но вы знаете, что я не люблю тех, кто просто так тревожит меня, бездельничает?
М. р. : Мы не бездельничаем, а стараемся как можно больше узнать историю нашего Уральского края, историю ремёсел уральских. Ведь полюбить Родину можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой уральской природы, сквозь душу пропустишь историю народа, удивишься красоте творениям народных умельцев. Для того, чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.
Х. М. Г. : Неужели такие маленькие дети, а уже знают много о своей малой Родине – Урале, о ремёслах и мастерах, которые ими владеют?
М. р. : Вы сейчас в этом убедитесь. Расскажем, ребята, нашей величественной гостье, что мы знаем о нашем родном крае?
1-й реб. : Если мастер в руки кисть берёт
На холсте берёзы водят хоровод.
Если мастер в сказку русскую влюблён
Непременно нам её расскажет он.
Пусть его холсты молчат,
Но ведь это только лишь на первый взгляд.
Каждый холст рассказывает нам
Как богат, прекрасен наш Седой Урал.
М. р. : Вспомните, ребята, и скажите, работы какого художника у нас висят в зале.
Дети отвечают: Горбунов Сергей Ильич. Изображены на картинах сюжеты из его сказов – «Малахитовая шкатулка» и «Данила мастер».
М. Р. : Оказывается, совсем не обязательно ехать в картинную галерею, что посмотреть на прекрасные полотна художников. Достаточно внимательно приглядеться к тем людям, которые живут рядом и насладиться тем, что они умеют делать.
Продолжим вспоминать, чем славится наш Урал.
2-й реб. : Мы живём у подножья магнитной горы,
В ней несметны богатства, Хозяйка, твои.
Человек много лет руду добывал,
Что бы плавить её и делать металл.
3-й реб. : А металл человеку жить помогает
Из него в синем небе самолёты летаю,
Пароходы плывут по быстрым волнам,
На машинах легко путешествовать нам.
4-й реб. : А ещё из металла умелые руки
Мастерят и куют, но совсем не от скуки.
То кроватку, то санки, ворота, скамью
Я любуюсь всем этим и очень горжусь.
М. р. Посмотрите, какую замечательную вещь можно смастерить из железных прутьев. А сделал эту колыбельку прадедушка нашей Ксении Авиловой.
А в каком городе добывают руду, выплавляют металл?
Ответы детей - в городе Магнитогорск, на металлургическом комбинате.
М. р. : А сейчас мы подарим Вам, Хозяйка медной горы, песенку, в которой поётся о славном городе Магнитогорске.
Дети исполняют песню «Осенний вальс» муз. Л. Б. Гусевой
сл. авторские
М. Р. : Спасибо за исполненную песню. А кто ещё знает стихотворение о промыслах уральских?
4-й реб. : Наша посуда вся расписная
Посмотрите, вот какая.
Её хотим вам показать
И немного описать.
Вот уральские цветы
Небывалой красоты.
Вот зелёный куст рябины,
Ну какой же он красивый!
На посуде позолота.
Вот работа так работа!
М. р. : Ой, ребята, а посуда куда-то исчезла и вместо неё две на вид одинаковые картинки.
Х. м. г. : Это моих рук дело. Покажите-ка рисунок, на котором посуда расписана уральской росписью и объясните, чем она отличается от хохломской росписи.
Ответы детей: в хохломской росписи используется четыре цвета (черный, красный, золотой, зелёный, изображаются ягоды, используется приём «оживки»; в уральской росписи цветы собираются в букет, есть симметрия в рисунке, обязателен голубой цвет - цвет воды, используется приём «разбел».
Хозяйка удивляется правильным ответам ребят.
М. р. : В нашем мини-музее есть ещё один экспонат, о котором ребята ещё ничего не сказали.
5-й реб. : Сложил легенду уральский народ
О козлике, который копытом бьет.
У козлика небольшие рога,
Но серебряная правая нога.
Как копытцем он ударит -
Изумруд на землю ляжет.
Кто камень тот в тайге найдёт -
Того удача в жизни ждёт.
М. р. : Какие полудрагоценные камни, добывающиеся на Урале, вы знаете?
Ответы детей: малахит, хризолит, яшма, гранат, змеевик, мрамор, горный хрусталь. Дети подходят к экспонатам и, показывая на изделия, называют камень, из которого оно изготовлено.
Х. м. г. : Молодцы, вы меня удивили и порадовали. Думаю, что вы достойная смена уральским мастерам, не посрамите их дела. Да и мне спокойно за богатства Урала, в надёжных они руках. Растите, учитесь, ищите камни, создавайте прекрасные вещи, которые покажут мастерство уральских мастеров, что оно не канет в лету, а будет продолжаться и приумножаться. Без подарка вас оставить не хочу. Оживлю-ка я для вас эти кружечки, пусть танцуют.
Звучит музыка. Первая часть музыки : Хозяйка ставит кружечку на руку, любуется ею и «сдувает» её с руки. В зал из-за экрана выезжают, таким образом, три ребёнка в костюмах кружек. Затем остальные участники танца. Исполняется танцевальная композиция «Уральская кадриль»
(с использованием роликовых коньков).
Х. м. г. : Пора мне в свои владения возвращаться. До свидания.
М. р. : И мне вам остаётся сказать до скорой встречи здесь у меня в музыкальной гостиной.
Дети вместе с воспитателем уходят в группу.
танцевальные костюмы "кружечки"
танцевальные костюмы "блюдечки"
сама Хозяйка медной горы