жанна старченко
Занятие в 4 классе по теме «Пословицы». Русский язык
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Пословицы.
Цели:
Образовательные: учить детей понимать смысл пословиц, работать с текстом; учить не смешивать на письме буквы С и Ш; закрепление знаний о пространственно-временных представлениях.
Развивающие: развивать слуховое восприятие, внимание и память, логическое мышление; развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, дружелюбие, любовь к природе.
Оборудование: коврики, карточки с пословицами индивидуальные и для доски, карточки с текстами индивидуальные.
Публикация «Занятие в 4 классе по теме „Пословицы“, Русский язык» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пословицы и поговорки для детей
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Дети стоят на ковриках)
- Ребята, какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Ребята, какое сейчас время года?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- А сейчас сядет тот, кто назовёт признаки весны. (На доску вывешиваются соответствующие картинки).
2. Работа с пословицами.
(На доске карточки с пословицами)
Логопед читает первую пословицу : Поспешишь – людей насмешишь.
- Выясняем смысл пословицы. В случае затруднения логопед сама объясняет смысл пословицы.
- Пословицу повторяют учащиеся (хором). Уточняем написание сочетания «ши» и «ь» на конце слова после шипящих.
- Затем один учащийся записывает пословицу на доске, остальные - в тетрадях.
Логопед знакомит учащихся со второй пословицей : Песней поле не вспашешь.
- Выясняем смысл пословицы. В случае затруднения логопед сама объясняет смысл пословицы.
- Пословицу повторяют учащиеся (хором). Уточняем написание «е» после «ш» и «ь» на конце слова после шипящих.
- Затем один учащийся записывает пословицу на доске, остальные - в тетрадях.
Логопед знакомит учащихся с третьей пословицей : Не спеши языком, а спеши делом.
- Выясняем смысл пословицы. В случае затруднения логопед сама объясняет смысл пословицы.
- Пословицу повторяют учащиеся (хором). Уточняем написание сочетания «ши».
- Затем один учащийся записывает пословицу на доске, остальные - в тетрадях.
3. Работа с текстом.
Логопед предлагает детям прослушать рассказы и ответить на вопросы.
Саня и Лёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Лёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Лёши – пустые руки.
Выясняем смысл слов: охапка, сушняк.
Вопрос: Какая из записанных нами пословиц подойдёт к этому рассказу? Почему? (Песней поля не вспашешь)
Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.
Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.
Вопрос: Почему Саша так оделся? Какая из записанных нами пословиц подойдёт к этому рассказу? Почему? (Поспешишь – людей насмешишь.)
Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
- Завтра у меня много работы в саду, - сказал дедушка, - надо собрать груши и накопать картошки…
- Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, - пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
- Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.
Вопрос: Выполнил ли Миша своё обещание? Почему он его не выполнил? Какая из записанных нами пословиц подойдёт к этому рассказу? Почему? (Не спеши языком, а спеши делом.)
4. Динамическая пауза
5. Подбор текстов к пословицам.
Обратить внимание детей на то, что у рассказов не было названий.
Скажите, а могут ли наши пословицы быть названиями рассказов?
«Песней поле не вспашешь». Давайте вспомним этот рассказ и попробуем его пересказать.
«Поспешишь – людей насмешишь». Давайте вспомним этот рассказ и попробуем его пересказать.
«Не спеши языком, а спеши делом». Давайте вспомним этот рассказ и попробуем его пересказать.
6. Запись рассказов по памяти.
Логопед предлагает записать любой понравившийся рассказ, а вместо названия написать подходящую по смыслу пословицу.
7. Итог
Вы сегодня познакомились с пословицами, разобрали их по смыслу. Если среди вас окажутся такие дети, как Миша, Алёша и Саша, напомните им эти пословицы и сами их не забывайте.