Валентина Хлыстун
Занятие со старшими дошкольниками «Школьные правила»
▼ Скачать + Заказать документы
план – конспект НОД
в подготовительной группе
по готовности детей к школе
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации будущих первоклассников к ситуации школьного обучения.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей детей;
- развитие логического мышления и основных психических процессов;
- расширение представлений детей о школьных правилах;
- отработка механизмов саморегуляции;
- совершенствование тонкой моторики и графических навыков.
Материал: листки бумаги для рисования, цветные карандаши.
План НОД:
Публикация «Занятие со старшими дошкольниками „Школьные правила“» размещена в разделах
1. Ритуал приветствия, психогимнастика: упражнение «Подарок соседу»
2. Разминка: упражнение «Хитрые вопросы»
3. Физкультурная минутка «Нам пора передохнуть…»
4. Знакомство с новым материалом: чтение сказки «Списывание» из цикла сказок-метафор для старших дошкольников по профилактике дезадаптации к школе «Жили-были…» («Лесная школа»).
5. Обсуждение ситуации сказки, поступков героев и их причин.
6. Физкультурная минутка: пальчиковая игра «Руки требуют заботы»
7. Рисование.
8. Ритуал прощания.
Ход занятия:
1. Педагог предлагает поиграть в игру «Подарок соседу»
- Ребята, вам нравится, когда вам делают приятно. Я предлагаю всем нам сейчас сделать друг другу приятно: давайте согреем друг друга теплом наших рук и передадим его по кругу вашему соседу справа. Я начну.
- Вам понравилось? А теперь давайте ответим на это тепло улыбкой: и в обратном направлении по кругу передадим улыбку соседу слева.
(проводится игра)
2. Педагог предлагает поиграть в игру «Хитрые вопросы»
- Ребята, вы стали совсем взрослыми и скоро пойдете в школу, станете первоклассниками. А напомните мне, пожалуйста, как ведут себя школьники на занятиях, и как мы учимся себя вести?
(сидят в позе «ученика»; если хотят что-то спросить или ответить поднимают руку; не выкрикивают и не перебивают друг друга, всегда слушают друг друга; и всегда слушают что говорит учитель).
- Мы с вами хорошо настроились на занятие, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Хитрые вопросы». Я буду задавать по кругу по очереди вам вопросы, а вы должны будете на них как можно быстрее ответить.
1. Береза высока, а сосна еще …
2. Нитки тонки, а волос …
3. Малин сладка, а мед…
4. Озеро глубоко, а море…
5. Горячий – холодный, белый - …
6. Солнце – лучи, дождь - …
7. Воздух – птица, море - …
8. Зима – коньки, лето - …
9. Песок сыплют, а воду…
10. Котлеты жарят, а суп…
11. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…
12. Медведь живет в …
13. А собака в …
14. Лягушка квакает, а корова…
15. Голубь воркует, а волк…
16. Когда загораются звезды?
17. Когда восход солнца?
18. Кто делает прически?
19. Масло-масленка, а хлеб - …
20. Одежда – гардероб, а посуда - …
21. Милиционер – свисток, врач - …
22. Стол можно сломать, а стакан …
23. Что бывает круглое?
24. Что бывает острое?
25. Что бывает жидкое?
26. А что густое?
3. Физкультурная минутка «Нам пора передохнуть…»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(глубокий вдох и выдох)
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
(одна прямая рука вверх, другая вниз,
резкими движениями одну руку опускать,
другую поднимать)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
(вращения головой в одну и другую стороны)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
(наклоны перед и назад)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(приседания)
А теперь ходьба на месте,
Раз-два, раз-два, раз-два-три.
(ходьба на месте)
Нам учиться интересно!
Сядь за парту и замри.
(дети садятся за парты)
4. Педагог читает сказку «Списывание» из цикла сказок-метафор для старших дошкольников по профилактике дезадаптации к школе «Жили-были…» («Лесная школа»).
- А сейчас я предлагаю отправиться в гости в лесную школу к нашим лесным друзьям: медвежонку, лисенку, волчонку, белочке и зайчонку.
Списывание
Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям.
На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка - свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка.
- Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за медом ходили, - обратился Зайчонок к своему соседу.
- Ладно, списывай, - разрешил Медвежонок. - А на другом уроке я у тебя списывать буду.
- Договорились! - обрадовался Зайчонок и быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.
- Прошу всех сдать тетради, - попросил Учитель.
Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.
- Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, - предложил Еж.
Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории.
Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.
- Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие - четверки и пятерки. Молодцы, ребята! - с гордостью произнес Учитель.
Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.
- А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, - обратился Зайчонок к Ежу.
- Да какая-то задачка получается: четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? - удивлялся Медвежонок.
- Не совсем, - ответил Учитель. - Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.
- Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! - возмутился Зайчонок.
- Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях, - объяснял Еж.
- А что же нам теперь делать? - спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.
- Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, - спокойно предложил Учитель.
- Я не лодырь, - обиделся Зайчонок. - Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.
- Разве это помощь? - возмутились ученики.
- Это медвежья услуга! - воскликнула Белочка. - Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.
- А мне Медвежонка жалко, - тихо произнес Лисенок. - Он старался, сочинял, а ему попало.
- Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! - крикнул Волчонок.
- Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам самим исправить положение вещей, - предложил Учитель. - Если Зайчонок принесет завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную четверку.
- Я все понял, - согласился Зайчонок.
- И я понял. - произнес Медвежонок.
- Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! - подвел итог Учитель.
- Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга. - прошептал Волчонок.
- Ну что же теперь, так и будете меня ругать? - спросил обиженный Медвежонок. - Я ведь как лучше хотел!
- Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! - успокоила Белочка. - Но неудачную помощь мы будем называть "медвежьей услугой", ладно, без обид?
- Ладно. - проворчал Медвежонок, почесывая лапой свой затылок.
5. Обсуждение ситуации сказки, поступков героев и их причин.
- Как вы считаете, а в настоящей школе можно списывать?
- Как вы поняли выражение «медвежья услуга»? Почему такую помощь так называют?
- Есть ли польза от списывания?
- «Я все понял, - согласился Зайчонок». Что он понял, ребята?
- «И я понял. - произнес Медвежонок». А медвежонок что понял?
- А вы будете в школе списывать?
6. Физкультурная минутка: пальчиковая игра «Руки требуют заботы».
- Давайте разомнем наши пальчики, кисти и руки для того, что бы продолжить наше занятие….
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
И лепить, и рисовать.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(растирание ладоней, захватить
каждый пальчик у основания
и вращательным движением
дойти до ногтевой пластины)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в замок)
И тепла поберегу.
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут как зайчики.
7. Рисование.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки к сказке, которую вы прослушали.
8. Ритуал прощания.
- Давайте вывесим все рисунки в вестибюле, что бы ваши родители могли их тоже увидеть, а вы им рассказать о том, чем мы с вами сегодня занимались.