Пузикова Дарья Леонидовна
Конспект занятия психолога «Я — личность» с элементами тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – создать условия для формирования осознанной потребности в самопознании и саморазвитии.
Задачи:
• Познакомить несовершеннолетних с понятием «человек - личность»;
• Расширить представления о себе, определение важных сторон своей личности;
• Развивать умение анализировать свои внешние и внутренние качества;
• Формировать адекватную самооценку;
• Определять свои достоинства и недостатки.
• Воспитывать умения слушать и слышать себя и других;
Публикация «Конспект занятия психолога „Я — личность“ с элементами тренинга» размещена в разделах
Методы обучения: метод словесного изложения, метод демонстрации, метод обсуждения, работа с понятиями, индивидуальная работа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод рефлексии.
Формы обучения: занятие с элементами тренинга
Оборудование: текст «Декларация самоценностей» В. Сатир; фломастеры, листы бумаги на каждого учащегося, листы «неоконченное предложение», ватман, клей, трафареты звёзд.
Дидактические средства обучения: презентация к занятию
Планируемые результаты:
• повышение способности к самосознанию, ориентации в своих личностных особенностях других людей.
• развитие уверенности в себе, ощущение ценности собственной личности.
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель - формирование положительного настроя на занятие.
Все участники образуют замкнутый круг. Психолог рассказывает легенду: путешественники, объехавшие весь мир, говорят, что нет ничего лучше, чем австралийский дождь. Если ты однажды попал с кем-нибудь под него, то всю оставшуюся жизнь вы будете с доброй улыбкой вспоминать друг друга. Мы с вами живём в другом климате, за окном зима. Но давайте, мы сами здесь и сейчас сделаем свой тропический ливень. Я показываю движение, вы их повторяете за мной.
В Австралии поднялся ветер. (Психолог трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Основная часть
Беседа
Психолог : Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой взгляд, всех. Мы поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина? что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?» (воспитанники по очереди дают ответы)
Я – человек ( реальное представление о себе самом: самоуважение; себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим).
Я – человек-индивид (единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому).
Я – человек-организм (голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения).
Я – человек-индивидуальность (рост, вес, голос, почерк, походка, внешность).
Психолог (после ответов). Согласны ли вы, что именно эти характеристики человека присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.
- Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении. Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью.
Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, многолюдны: стариками, юношами, богатыми и бедными. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема нашего занятия.
Работа с понятиями
Психолог : Сейчас я раздам вам небольшие блокноты. Блокнот прекрасно справится с задачей хранения добрых мыслей, помощи в исполнении искренних желаний и реализации продуманных идей. Доказано, что мысль, зафиксированная на бумаге, быстрее и легче реализуется. Здесь вы можете записывать мудрые мысли, приятные воспоминания.
Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному. Дайте свое определение.
(Воспитанники зачитывают составленные ими определения).
Психолог : Да, конечно, вы все правы
(На доске 3 определения (слайд1).
Личность - человек как носитель каких-то свойств.
(С. И. Ожегов «Словарь русского языка» 1987)
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. (Советский энциклопедический словарь, 1986)
Личность - результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
- Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным. Таким образом, можно сказать, что личность - это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в – третьих, прошедший в своем развитии долгий путь.
Итак, личностью не родятся, личность становятся. Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного ребенка. Она - относительно поздний продукт социального развития. Личность - высшее достижение человеческих усилий.
Индивидуальная работа
Психолог : в течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где мое место в жизни». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.
(Группа в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным).
- А теперь запишите 2-3 качества, которые вы хотели бы развить в себе?
Рефлексия
-Просто ли было определить свои достоинства?
-Что вы испытали, когда рассказывали о себе? (волнение, стеснение, гордость, радость)
-Чем полезно данное упражнение? (познание себя)
Упражнение «Сходства и различия»
Психолог : Поднимите руку, кто из вас радуется, когда обнаруживает, что в чём-то похож на других? А теперь, кто из вас бывает доволен тем, что в чём-то отличается от остальных?
– В каждом из нас есть и то и другое, разбейтесь на пары. Внимательно посмотрите на своего партнёра и напишите пять (можно больше) характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем, на другой стороне листа, чем вы отличаетесь.
Рефлексия
– Что было сложнее: найти сходства или различия?
– Что из того, что объединяет тебя с твоим партнёром, нравится тебе больше всего?
– Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от друга.
Упражнение «Декларация самоценностей» (В. Сатир)
(Приложение 1)
Психолог : Предлагаю вам сесть удобно, закрыть глаза и вслушаться в слова, которые я буду вам говорить. Сделайте вдох – выдох (2 раза). Вы спокойны, сосредоточенны и готовы к работе. У В. Сатир есть прекрасная вещь, которая называется «Декларация самоценностей». Позвольте мне зачитать вам отрывок, а вы определите, что главное для себя вы услышали в тексте?
Упражнение «Я уникальный!»
Психолог : Послушайте!
Ведь если звезды зажигаются
Значит это кому - ни будь нужно?
Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда.
- Я сейчас вам предлагаю выбрать понравившейся цвет бумаги и создать (вырезать) собственную звезду. На ней указать три черты характера, которые начинаются с букв, присутствующих в вашем имени.
- Каждый из вас – ЗВЕЗДОЧКА. Посмотрите еще раз на звездочки других ребят и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем - то похожа на вашу. Подойдите к этому человеку и положите ваши звездочки, присмотритесь к ним, найдите похожие и образуйте группу, созвездие с ними.
- Вы знаете, а ведь действительно в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда, которая отличает нас от других. И мы несём в своей душе её, которая делает нас уникальным и неповторимым человеком. Давайте разыщем свою звезду.
Опишите, свою самую яркую, большую звезду (черта характера). Чем вам помогает звезда в жизни, в общении с другими людьми, с самим собой?
Заключительная часть
Психолог : Конечно, все вы уже личности, и у каждого из вас свой характер, свои привычки. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность.
И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы. Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Цель - рефлексия упражнений, получение обратной связи.
Психолог : Пожалуйста, встаньте в общий круг. Сейчас мы постараемся выразить благодарность друг другу. Я попрошу одного из вас встать в центр, второй человек подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба участника остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг.
А теперь пусть каждый по кругу выскажется, что понравилось ему на сегодняшнем занятии? Что нового он узнал? Какие трудности возникали при выполнении упражнений?