Ольга Лытнева
Занятие с использованием технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» (средняя группа)
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; закрепить знания о характере персонажей из сказок и передавать свое положительное или отрицательное отношение к ним; совершенствовать умение детей удерживать в памяти текст сказки; учить передавать ключевые события сказки с помощью карточек Проппа; учить оценивать поведение персонажей (хороший-злой, развивать связную и монологическая речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое и креативное мышление; воспитывать умение выслушивать до конца своего товарища, любовь к сказкам.
Публикация «Занятие с использованием технологии В, Проппа „Вот как сказка складывалась“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказывание сказок, просмотр видео знакомых сказок, знакомство с карточками Проппа.
Материал: игрушка - кот, персонаж сказки «Котик и Петушок», волшебная палочка, пенёк, деревья для леса, озеро, поляна, осенние листья, дом, фартук, миска для салата; арка с надписью «Страна сказок»; иллюстрации к сказке «Котик и Петушок»; иллюстрации героев из сказок (Волк, Медведь, Лиса, Мышонок Круть, Поросенок Наф-Наф, Заяц, Петушок); пазлы к сказке «Три медведя»; физ. минутка «Зайчики» - видео; карточки Проппа (№ 1, 3, 4, 10, 27); музыка для фона; цветок - смайлик из ткани (двусторонний) для игры «Добрый - плохой»; пособия к игре «Кто пришел первым?» - цветные круги с изображением животных к сказкам «Соломенный бычок», «Коза-Дереза»; пособия к игре «Предмет из какой сказки?» - изображение лягушки из фетра, на языке иллюстрации предметов из сказок «Котик и Петушок». «Петушок и двое мышат».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько к нам гостей пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие: Доброе утро, дом наш родной!
Доброе утро, солнышку ясному!
Доброе утро, садику прекрасному!
Доброе утро, нашим гостям!
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сегодня путешествие, но не простое, а волшебное - путешествие в страну сказок!
Звучит музыка, появляется Котик (плачет).
Воспитатель: Здравствуй, Котик, что произошло, почему ты плачешь?
Котик: Я гулял в лесу, и здесь поднялся сильный ветер, он меня очень напугал и я забыл из какой я сказки! Помогите мне пожалуйста!
Воспитатель: Дети, давайте вместе с вами поможем Котику вспомнить из какой он сказки. Для этого нам надо попасть в сказочный лес! Это задача непростая. Надо взяться за руки и сказать волшебные слова: «Раз, два, три - ветер в сказку нас неси!»
Звучит музыка «Ветерок».Все проходят через арку в Страну сказок.
Воспитатель: Посмотрите, ветерок перенес нас в сказочный лес.
Котик: Именно возле этого пенька все и произошло.
Воспитатель: Посмотрите, это же страница из книги сказок. Но что это, она заколдована.
1. Для того, чтобы страницу расколдовать,
На вопросы надо отвечать:
1. Вспомните свои любимые сказки. (Соломенный бычок, Петушок и 2 мышонка, Котик и Петушок, Три медведя, Три поросенка, Коза - Дереза).
2. Если бы вы попали в сказку, каким героем вы были бы? (Волком, Медведем, Лисицей, Зайчиком, Петушком, Поросёнком Наф-Наф, Мышонком Круть, Козой - дерезой).
3. Расскажи о своем герое. (Например Я - волк, я в лесу главный, потому что такой злой, что меня все боятся. Я - лиса, я хитрая, мошенница, но могу еще дружить. Я - медведь, я в лесу больше всех, защищаю слабых. Я - зайчик, самый слабый, всех боюсь, ищу друзей.)
Воспитатель: Посмотрите, после того как мы ответили на вопросы появилась карточка, что она обозначает?
Дети: Погоня.
Воспитатель: Правильно! Интересно, что в нашем путешествии ждать нас дальше?
Котик: Дети, посмотрите, что это на дереве?
Дети: Страница из книги сказок.
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим! Так, опять заколдованная, какое же нас ждет задание? Какой волшебный цветок на дереве, посмотрим?
Дети: Да!
2. Дидактическая игра «Добрый - плохой».
Материал: цветок - смайлик из ткани (двусторонний).
Воспитатель: Посмотрите, с одной стороны цветочек улыбается, а с другой - сердится. Будем передавать цветочек друг другу и называть хорошего (плохого, сердитого) героя из любой сказки.
Выполнение задания.
Воспитатель: Посмотрите, дети, расколдовали нашу страницу, опять карта. Что она обозначает?
Дети: Запрет.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Котик: Дальше вместе держим путь, все страницы собирать!
Воспитатель: Посмотрите, какие волшебные листочки на поляне и волшебная палочка! Сейчас мы поколдуем «Крибле, Крабле, бум!»
Звучит музыка, появляются вместо листочков - круги.
Воспитатель: Ой, смотрите, какие волшебные круги!
3. Дидактическая игра «Кто пришел первым?»
Материал: цветные круги с изображением животных к сказкам «Соломенный бычок», «Коза-Дереза».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на цветные круги, вспомните знакомые сказки с этими героями. Наденьте на пуговицу круг с изображением героя, который приходил в сказке, последовательно, друг за другом. Подумайте внимательно, кто первый посетил вашу сказку, а кто следующий.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, справились. А тут еще одна страница и карточка! Что она обозначает?
Дети: Жили-были.
Воспитатель: Молодцы. Смотрите, Котик устал, надо немного отдохнуть.
Физ. минутка «Зайчики» - видео.
Воспитатель: Молодцы! Как весело танцевали! Вместе с котиком отдыхали. Отдохнули?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, какой красивый дом встретился нам на пути. Как вы думаете, кто может жить в этом доме?
Дети: Поросята, Петушок, Зайчик, Медведь, Дед и Баба.
Воспитатель: Посмотрим ближе, что здесь лежит?
Дети: Фартук.
Воспитатель: Наверное, это дом бабушки. Но ее дома нет. Взгляните на столе стоит миска с салатом, но не простым, а сказочным.
4. Дидактическая игра «Собери сказку».
Материал: Пазлы к сказке «Три медведя».
Дети складывают сказку «Три медведя» - работают парами.
Воспитатель: Какие молодцы! Все справились! Благодаря нашей старательности мы получили еще одну страницу и карточку. Что она обозначает?
Дети: Счастливый конец.
Воспитатель: Молодцы, умнички!
Воспитатель: Посмотрите, какое глубокое озеро. Подойдем ближе. Что здесь? Как много лягушек!
5. Дидактическая игра «Предмет из какой сказки?»
Материал: изображение лягушки из фетра, на языке иллюстрации предметов из сказок «Петушок и двое мышат», «Котик и Петушок».
Воспитатель: Они приготовили для нас задание: надо язычок их раскрыть. Сказку за предметами узнать, характер героя называть.
А) «Петушок и двое мышат» (характер героев: Петушок - добрый, трудолюбивый, старательный; Мышата - ленивые, без заботливые,
Б) «Котик и Петушок» (характер героев: Котик - добрый, заботливый, сообразительный; Петушок - трудолюбивый, доверчивый; Лиса - хитрая, коварная, мошенница).
Воспитатель: Отлично! Смотрите что мы получили? Страница и карта. Что обозначает карта?
Дети: Нарушение запрета.
Воспитатель: Хорошо мы с вами поработали, все страницы собрали, теперь мы можем вернуться в детский сад и с помощью собранных карточек узнать, из какой сказки наш Котик.
Воспитатель: Взялись за руки «Раз, два, три - ветерок в садик нас верни»!
Звучит музыка «Ветерок». Все проходят через арку в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. А теперь возьмем наши карточки - подсказки и составим сказку.
Дети рассказывают сказку «Котик и Петушок», используя карточки Проппа. (Приложение 1)
Котик: Спасибо, вам дети, теперь я все вспомнил и вернусь к своему другу Петушку.
Воспитатель: Котик, мы тебе подарим эту книгу «Котик и Петушок», чтобы ты больше никогда не потерялся.
Котик: Спасибо, до свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
- Кому мы сегодня помогали? (Котику)
- Что с ним произошло? (Его напугал ветер в лесу, он забыл из какой сказки)
- Понравилась ли вам путешествие?
Воспитатель: Нам пора прощаться с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Приложение 1
Сказка «Котик и Петушок».
Жили-были Котик и Петушок. Котик, в скрипку играет, а петушок песни поет.
Котик идет по дрова, а Петушок дома сидит, за домом смотрит. Котик, уходя, приказывает:
- Ты никого не пускай и сам не выходи, кто бы и звал.
- Хорошо, - говорит Петушок.
Решила Лисица Петуха выманить. Подойдет под окошко, как Котика нет дома, и говорит:
- Иди, Петушок, ко мне: у меня золотая пшеница, медовая водица.
А Петушок ей:
- Ток-ток, не велел Котик!
Видит Лиса, что так не берет, насыпала Петушку под окном пшеницы, а сама спряталась за кустом. Котик пошел по дрова.
А Петушок выглядывает в окно, увидел пшеничку под окном. Думает Петушок:
- Пойду я немножко поклюю, никого нет, никто меня не увидит, и Котику не скажет.
Только Петушок за порог, а Лисица схватила его и помчалась к себе.
А Петушок кричит:
- Котик-братик, несет меня Лиса по камню-мосту на своем хвосту. Спаси меня!
Котик услышал Петушка, погнался за Лисой отобрал у нее Петуха и отнес его домой.
С тех пор зажили Котик и Петушок долго и счастливо. А Лисицы они больше не видели.