Антонина Яценко
Занятие-развлечение «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь направо – лавки с товаром,
Глянешь налево – веселье даром.
Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ
Входят коробейники. Пройдя вокруг зала, становятся возле столов.
1 стол – дымковская игрушка;
2 стол – филимоновская игрушка;
3 стол - изделия с росписью Хохлома;
4 стол - изделия с росписью Гжель;
Под музыку дети в русских народных костюмах входят в зал.
Публикация «Занятие-развлечение „Ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Дети: Аж захватывает дух
Ребята сегодня мы узнаем, как было принято отдыхать на Руси, чем русский народ
любил позабавить себя, да на что полюбоваться. Много наш народ работал, уставал,
но и отдыхать умел. Вот как они и говорили: «Делу – время, а потехе час»!
(СПРОСИТЬ ДЕТЕЙ КАК ОНИ ПОНИМАЮТ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ)
Не было раньше не театров, не музеев, не телевизоров, поэтому люди сами
придумывали, как развлечь и позабавить друг друга. И одна из таких любимых забав у них были ярмарки, которые на Руси проводились по большим праздникам.
(Проговорить что такое ярмарка, чем там занимаются, какое там настроение, кто такие коробейники)
Вот и мы с вами отправимся на одну из таких ярмарок.
Богата наша Русь матушка! На ярмарке товары не только из одного места, а сюда привозят товары из многих деревень, сел и городов и эти товары не только для труда, но и для забавы.
Воспитатель: На Руси люди ходили на ярмарку не только покупать и продавать, но еще и веселиться. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно» Дети встают в круг, ведущий с платочком ходит по кругу, дети поют
Гори, гори ясно,
Что бы не погасло.
Глянь на небо,
Колокольчики звенят!
Дети, между которыми оказался платок, бегут по кругу в разные стороны, кто первый схватит платок, становится новым ведущим. (3
аза)
Молодцы. Понравилась вам игра. Но как говорится: делу время, а потехе час. Пойдем те посмотрим, какие товары нам предлагают коробейники, посмотрим на товары. Вспомним, что мы знает про эти предметы.
Ребята вместе с воспитателем под музыку подходят к коробейнику с филимоновскими игрушками.
Коробейник (ребенок) :
В самом центре России в Тульской области есть деревня Филимоново. И в это селе жил - был гончар Филимон. Он обнаружил залежи глин и стал лепить из нее горшки. Очень хорошо получалось у Филимона это дело, лепить посуду, игрушки. От покупателя у Филимона не было отбоя. А однажды он дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам на ярмарке понравилась. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки и посуду мастерить в деревне все и дети и взрослые, уж очень всем это занятие полюбилось! Мужчины делали посуду и игрушки из глины, а женщины расписывали. Женщинам помогали девочки, которых к делу приучали с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Расписывают свистульки прямо по белой глине, полосками – желтых, лиловых, зеленых, синих и фиолетовых цветов. Игрушки продавали на ярмарке, а стоили они на базаре копейки, поэтому сделать их нужно было очень много.
Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать филимоновские игрушки?
Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц.
Ребята, а какие Филимоновские сюжеты вы знаете?
Ответы: барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары.
Из животных: коровы, бараны, лошади, медведи
Из птиц: курицы, петухи.
А какой орнамент используют при росписи филимоноской игрушки?
Вертикальные и горизонтальные полоски малинового и зеленого цвета.
Хорошо, молодцы. Давайте поблагодарим коробейники за интересный рассказ.
Ребенок читает стих (выученный заранее.)
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку.
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины,
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины,
И солдатиков войско цвет.
Под русскую народную музыку дети переходят к следующему коробейнику.
Воспитатель: Что же нам предлагает этот коробейник, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки!
КОРОБЕЙНИК С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ (читает стихотворение выученное заранее)
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Я приехала к вам из села Дымка. Наше село очень знаменито своими глиняными игрушками. Люди придумали эти игрушки давным-давно. В селе Дымково было много глины вот и стали мастера эту глину превращать в веселые игрушки. Одну фигурку делало много человек; одна голову другая руки, третья юбку, а потом все это собирается в одну игрушку. Сначала они лепили фигурку, потом подсушивали в печи, чтоб фигурка стала твердой, затем обмакивали в специальную смесь из молока и мела, а уже потом расписывали красками. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, позой. Дымковские игрушки хорошо продавались на ярмарках.
.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем они обмакивали в смесь из молока и мела?
Ответы детей.
Посмотрите на игрушку, какие краски используют мастера?
Ответы детей: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Педагог: А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
Воспитатель: А известно ли Вам, что обозначают некоторые элементы на дымковской игрушке?
Ответы: Волнистая линия- вода, круг солнце, маленькие точки в нутрии круга- это звезды.
Воспитатель: А как Вам кажется, какие мастера расписывали эти игрушки?
Ответы детей.
Давай мы расскажем коробейнику, какие мы дымковские игрушки знаем!
Ребенок читает стих (выученный заранее.)
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Педагог: А сейчас я приглашаю вас к следующую коробейнику, пойдем те посмотрим на его товар
Звучит мелодия народной песни, дети подходят к коробейнику с хохломскими изделиями. Воспитатель: А что же это за красота такая, посмотрите вокруг, сколько разных предметов украшенных яркими, нарядными узорами.
Дети: Хохломские товары.
(Коробейник читает стих, раннее заученный.)
Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.
– Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Из дерева вырезали посуду. Дерево на Руси считалось самым доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области в селе Хохлома. Поэтому и посуду назвали хохломской. Была она белой, затем ее покрывали глиной, сушили, пропитывали маслом и снова сушили, после этого изделие покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем расписывали посуду узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.
Ребенок:
Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.
Воспитатель: Рассматриваем вместе с детьми посуду. Какие цвета использовали художники?
Ответы детей.
А какие узоры использую художники.
Ответы детей
Рассматриваем с детьми одно изделие: С верху и с низу изделия нарисована кайма.
Затем слегка изогнутая ветка, потом на ветке изображают ягоды и листья по три
Давайте ребята поблагодарим за такой интересный рассказ коробейника, и прочитаем ему тоже стихотворение про волшебную роспись хохлому.
Ребенок читает стихотворение (раннее заученное.)
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
.
Воспитатель: А вот и коробейник с гжелью давайте послушаем его!
Коробейник: Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. Сверху мастера покрывают изделия глазурью. Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные. Говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете. Посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям: и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый.
Ребенок рассказывает стихотворение (выученное заранее)
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Воспитатель: А вы знаете, откуда взялся голубо-синей цвет.
Есть такая легенда - сказка.
Ребенок:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего цвета на посуде.
Воспитатель: в старину люди делали игрушки сами. А как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера?
Да из того что было под рукой: из глины, ткани, дерева, соломы. Давайте мы сейчас с вами рассмотрим кукол, которых привезли на ярмарку. (Рассматриваем кукол из соломы и обговариваем ее, из ткани, из дерева.)
А вы хотите сами сделать куколок?
Мы с вами будем делать кукол из ниток.
А перед работой давайте вспомним пословицы, которые вам помогут в работе добрым словом (разобрать каждую пословицу)
Не будет скуки, когда заняты руки.
Делаешь наспех – сделаешь насмех.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Упорство и труд – все перетрут.
Дети приступают к работе:
Схема работ
Педагог: На ярмарке всегда продаются всякие сладости, пока вы кукол мастерили, погуляла по ярмарке да купила вам вот такие петушки.
Солнце закатилось.
Ярмарка закрылась!
Большое спасибо вам, за ваш труд, за вашу работу.