Любовь Белюшина
Конспект занятия «Почему радуга цветная?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
«Почему радуга разноцветная»
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи.
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей - о свойствах светового луча, о радуге;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Почему радуга цветная?“» размещена в разделах
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
- Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, расширять словарный запас (преломление лучей, спектр, солнечное свечение)
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Воспитывать самостоятельность, выдержку, доброжелательное отношение друг к другу.
- Формировать коммуникативные навыки.
Ход деятельности:
Игра — приветствие: «Здравствуй, друг».
(Установление эмоционального контакта.)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Педагог: Однажды Буратино попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнышко. Счастливый Буратино посмотрел вокруг и вдруг на небе увидел чудо…
А какое, вы ребята узнаете, отгадав загадку:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это. (Радуга)
- Что же появилось на небе? (ответы детей)
Проверим, правильно ли вы отгадали?
Давайте посмотрим на экран.
- Да – это радуга. И сегодня мы с вами поговорим о радуге. Узнаем, что такое Радуга, как и когда она появляется?
- Ребята, а вы как думаете, когда на небе может появиться радуга?
- Радуга на небе появляется тогда, когда светит солнце и идет дождь.
В какое время года можно увидеть радугу? (ответы детей).
Почему нельзя увидеть радугу зимой? (обсуждение с детьми).
Правильно радугу можно увидеть летом.
Послушайте стихотворение:
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота. (С. Маршак)
- Сколько же цветов у радуги? (семь). Значит, какая радуга, если у нее семь цветов? В стихотворении радуга называется семицветный полукруг.
- Но вот что интересно. Как мы уже с вами знаем, что солнечные лучи и дождевые капли, они имеют цвет? Какого они цвета? Правильно – они бесцветные. (Показать)
- Вопрос: Если луч солнца и капля дождя бесцветные, то почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (предположения детей).
- На что попадают в небе солнечные лучи, когда идет дождь? (на капельки дождя).
- И что же происходит с солнечным лучом? (преломляется и распадается на несколько лучиков).
- И что получается при этом? Правильно – Радуга.
- Посмотрите на схему «Как преломляется солнечный луч, проходя через капли дождя».
- Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Если капли мелкие, радуга кажется бледной и менее яркой.
- И мы с вами можем сделать вывод, что радуга – это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капли дождя, распадаются на разноцветные лучи.
- А знаете, ребята, мы тоже можем сделать радугу! Хотите? Для этого необходимо провести эксперимент.
Опыт «Как получить радугу?»
Нам понадобится емкость с водой, настольная лампа, лист белого картона и зеркало. Проведение эксперимента.
Посмотреть на презентации разные виды радуг.
- Что у нас получилось? (радуга). Эксперимент прошел замечательно. Мы подтвердили, что радуга – это солнечное свечение.
- Как вы уже говорили, радуга состоит из 7 цветов. И все они располагаются в определенном порядке. А порядок расположения цветов в радуге называется «Спектр».
И значит радуга это тоже – спектр.
- Но как же запомнить все цвета спектра – радуги, да и еще и порядок их расположения? (ответы детей).
- Оказывается, люди придумали фразы-подсказки, где первая буква обозначает цвет.
- Хотите узнать одну из таких фраз?
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
(работа со слайдом, объяснение педагога).
Повторение фразы детьми.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел. Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
(С. Маршак)
-Еще раз повторим, что все цвета, которые содержит радуга, называются спектром. Спектр содержит основные цвета : фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Все многообразие цветов окружающего мира можно получить, если смешивать цвета, входящие в радугу.
Опыт «Как получит белый цвет?».
Для этого необходимо взять волчок с бумажным кругом. Бумажный круг должен состоять из 12 частей. Цвет каждой секции соответствует цветам радуги, последовательность должна быть такой же, как и в радуге. Нужно быстро вращать волчок, чтобы получился белый цвет. Белый цвет получается при смешивании цветов радуги.
- Давайте подведем итог нашего занятия. Что мы сегодня узнали о радуге?
Мы выяснили, что радуга появляется на небе, когда одновременно идет дождь и светит солнце.
Радуга – это солнечное свечение.
Радуга – это спектр, в котором цвета располагаются в определенном порядке.
Белый цвет получается при смешивании цветов радуги.