Вера Репешевская
Занятие по экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Кораблик для Мишки»
▼ Скачать
Занятие по эксперементальной деятельности в первой младшей группе.
Цель: Формирование у детей 3-го года жизни основ знаний и представлений о свойствах и качестве бумаги через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в первой младшей группе „Кораблик для Мишки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обогатить представление детей о бумаге (салфетка, картон, бумага для рисования, обёрточная, её разнообразных качествах ( тонкая: мягкая, шершавая, непрочная, цветная, лёгкая; плотная: гладкая, прочная) и свойствах (рвется, мнется, намокает, тонкая-тонет, плотная - плавает, на ней можно рисовать, заворачивать в неё, разрезать, движется - летает от дуновения ветра).
• В процессе экспериментирования сравнить свойства и качества салфеточной и бумаги для рисования.
• Побуждать познавательскую активность детей, интерес к экспериментированию.
• Развивать диалогическую фразовую речь, внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
• Воспитывать доброе отношние к игровому персонажу – Мишке, вызвать желание помочь ему, научить его правильно выбирать бумагу.
Предварительная работа: Знакомство и опыты с бумагой; разучивание подвижной музыкальной игры «Мишка Косолапый».
Словарная работа: Бумага для рисования, салфетка, картон, обёрточная бумага, тонкая, мягкая, шершавая, непрочная, цветная, лёгкая, плотная, гладкая, прочная, рвется, мнется, намокает, размокла, тонет, не тонет - плавает, движется - летает от дуновения ветра.
Материалы и оборудование: Мишка – игровой персонаж, кораблики из салфетки и из бумаги для рисования (по количеству детей, образцы бумаги и ёмкости с водой для каждого ребёнка, таз с водой, фонограммы («Кораблики», «Мишка Косолапый», угощение (конфеты в бумажной обёртке).
Ход занятия:
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
-Здравствуйте!
- Сегодня, к нам пришел (указываю на Мишку-игровой персонаж) еще один необычный, лесной гость – Мишка.
Мишка здоровается : Здравствуйте! (Дети здороваются с Мишкой.)
- Мишка пришел к нам не с пустыми руками. Он принес вам всем подарки, такие замечательные бумажные кораблики. Разбирайте кораблики. Скажем Мишке, спасибо. (Дети благодарят Мишку)
- Давайте опустим кораблики в воду, и посмотрим, как они плавают. Дети берут кораблики и опускают их в воду. (Во время наблюдения звучит фонограмма «Кораблики»)
- Ой, ребята, посмотрите, что случилось с нашими корабликами!
- Кораблики размокли и утонули (обобщаю ответы детей).
- Мишка, какие же ты нам кораблики принес!
- Я принес вам красивые кораблики, просто у вас вода плохая.
- Ребята, а может это не вода плохая. Как вы думаете, почему бумажные кораблики, которые принес нам Мишка, так быстро утонули?
- Бумага, из которой они сделаны плохая, тонкая, непрочная, быстро размокла и утонула (обобщаю ответы детей).
- Эх, Мишка, ты сделал красивые кораблики, а бумага у тебя плохая. Тебе надо научиться выбирать бумагу для корабликов.
- Как это? Я не умею выбирать бумагу, научите меня.
- Дети научим Мишку выбирать бумагу? (Да)
- Садитесь за столы, и ты Мишка присаживайся, смотри и запоминай, как ребята выбирают бумагу.
- Ребята, у вас на столе лежит разная бумага, но, чтобы правильно выбрать бумагу для наших новых корабликов, нам нужны помошники. А помогать нам будут наши глазки и наши ручки. Глазами мы смотрим и видим, какого цвета бумага, какого она размера, формы, какой толщины. А руками мы можем потрогать и определить на ощупь, какая бумага: гладкая или шершавая, твёрдая или мягкая.
- Посмотрите внимательно и найдите, каждый у себя бумагу, желтого цвета. Что это за бумага? (Бумажная салфетка.) Положите её на стол, одной рукой придерживайте, другой ладошкой проведите по салфетке. Какая она на ощупь, гладкая или шершавая? (шершавая)
- Теперь возьмите её в руки и определите, какая она по толщине - толстая или тонкая? (тонкая) А теперь определим какая она – твердая или мягкая? (мягкая) (обобщаю и дополняю ответы детей). Возьмите её двумя руками и потяните за края, вот так (показываю). Что с ней произошло? (Она порвалась) Правильно, эта бумага порвалась. А почему она порвалась? (Потому, что она тонкая и непрочная). Теперь возьмём эти кусочки бумаги и сомнём их, сделайте комочек. Легко мнётся? (Да) Легко мнется. Положите бумажные комочки, которые вы сделали на стол и легонько подуйте на них. (Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.)
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Что происходит с бумагой? (Она движется, летает.)
- Ребята, как вы думаете, почему бумажные комочки из салфетки могут двигаться и даже летать от малейшего дуновения ветерка? Потому что она какая? (Потому, что она лёгкая)
- А теперь возьмите эти бумажные комочки и опустите их в воду. Посмотрите, что произошло? (бумажный комочек размок и утонул)
- Ребята, можно из такой бумаги делать кораблики? (Нет.)
- Правильно, нельзя, потому, что кораблик из такой бумаги быстро утонет.
- Ты понял Мишка, почему мы не можем выбрать эту бумагу для кораблика?
(Да понял, понял, пототому, что она тонкая, мягкая, непрочная – легко рвется, размокает и тонет. Я больше не буду делать кораблики из такой бумаги.)
Динамическая пауза.
- Ребята, Мишка шепнул мне, что он устал сидеть и хочет с вами поиграть. Выходите все из-за стола, давайте разомнёмся.
Подвижная музыкальная игра (с музыкальным сопровождением) «Мишка Косолапый».
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб…
Рассердился Мишка
И ногою — топ!
- Шли мы, шли по лесу, а бумагу для корабликов так и не нашли. Садитесь на свои места, продолжим учить Мишку выбирать бумагу для корабликов.
- С желтой бумагой разобрались, она нам не подходит. Теперь найдите у себя, красную бумагу. Кто знает, как называется эта бумага? (Картон.) положите его на стол, проведите по нему ладошкой. Чувствуете, как ладошка скользит по картону, значит он какой на ощупь – шершавый или гладкий? (Гладкий.) А теперь возьмите его в руки, потрогайте, определите, какой он по толщине – тонкий или толстый? (толстый, плотный) Согните его. Легко сгибается? (Нет, его тудно согнуть) Его трудно согнуть, потому, что он какой, мягкий или твёрдый? (твёрдый) Возьмите его двумя руками и потяните за края, попробуйте разорвать. Легко рвется? (Нет, его трудно разорвать)
- Эта бумага толстая, плотная, прочная. Такую бумагу сложно свернуть и сделать из неё кораблик.
- Будем делать кораблик из этой бумаги. (Нет.)
- Ты понял Мишка, почему? (Да, эта бумага слишком плотная, её сложно свернуть, кораблик из неё не сделаешь.)
- Отложите картон в сторону. У нас осталась ещё одна бумага. Какого она цвета? (Белая.) Возьмите её в руки, потрогайте, на ощупь - эта бумага толстая или тонкая (тонкая).
- Это бумага для рисования. Она так называется потому, что на ней можно рисовать.
- Возьмите фломастер и нарисуйте волнистую линию - море. (Во время рисования даю методические указания, напоминания. Волны поднимаются вверх-вниз, вверх-вниз.) Получилось?
- Бумага для рисования тонкая. Но не такая тонкая и мягкая как салфетка. Эта бумага плотнее и прочнее салфетки. И в отличии от картона, она легко сгибается, посмотрите как (показываю). А ещё бумагу для рисования можно легко разрезать ножницами – вот так (показываю). С помощью ножниц бумаге можно придать различную форму – круглую, квадратную, форму цветка. Я вырезала для вас квадратики.
- Осталось проверить, тонет бумага для рисования или нет. Возьмите маленький квадратик белой бумаги и опустите его в воду. (Берите, опускайте в воду.)
- Смотрим, кусочек этой бумаги утонул? Нет, не утонул, он плавает на поверхности воды.
- Как вы думаете, ребята, из этой бумаги получатся хорошие кораблики. (Да)
- Вот, наконец, мы и нашли бумагу для наших корабликов.
- Мишка, ты понял, почему мы выбрали именно эту бумагу?
- Конечно, бумага для рисования толще и прочнее салфетки. Она сгибается лучше, чем картон и не тонет. Из этой бумаги получатся отличные кораблики.
- Ребята, я уже сделала для вас кораблики из этой бумаги. Давайте проверим, как долго они будут плавать. (Во время наблюдения звучит фонограмма «Белые кораблики»)
- Посмотрите ребята, а теперь, когда мы выбрали другую бумагу – бумагу для рисования, наши кораблики тонут? (Нет.)
- Кораблики из этой бумаги еще долго могут плавать. А пока наши кораблики плавают, мы рассмотрим ещё одну бумагу. Эта бумага не для корабликов, это оберточная бумага. Её так называют, потому, что в неё можно обёртывать, заворачивать. Что можно завернуть в такую маленькую бумагу … конфету.
-Вы сегодня молодцы! И эти конфеты для вас и для Мишки, угощайтесь. (Мишка благодорит ребят).
- Спасибо ребята за конфеты и за кораблик. Мне пора возвращаться в лес. До свиданья! (Дети прощаются с Мишкой.)