Наталья Калинова
Занятие по речевому развитию и изучение звука [А] по сказке А. С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке»
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Звук и буква Аа.
Цель: Разучивание артикуляционной гимнастики;
Продолжить работу над звуком [а].
Оборудование. Для каждого ребёнка индивидуальное зеркало, салфетка для
проведения артикуляционной гимнастики; магнитная доска с магнитиками для
демонстрации наглядного материала; портрет А. С. Пушкина, книга
«Сказка о золотом петушке».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Упражнение «Доброе утро!
Публикация «Занятие по речевому развитию и изучение звука [А] по сказке А, С, Пушкина „Сказка о Золотом петушке“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Доброе утро! Скажите друг другу: «Доброе утро!».
Я говорю: «Доброе утро, Ариша!» Теперь Ариша мне скажет: «Доброе утро, Марина Ивановна!» Понятно? (Дети выполняют упражнение).
2. Артикуляционная гимнастика. Разучивание упражнений. Перед зеркалом
выполнять упражнение. Глазами следить за языком. После каждого упражнения
сглотнуть слюну, вытереть губы салфеткой.
3. Звук и буква Аа. Сегодня мы будем учится находить звук [а] в словах. У каждого слова есть начало, середина и конец. (Показываю карточку разделённую на три части.) Картинки: аист, астры, мак, муха. На доске с помощью фишки показываю, местонахождение звука в словах. Гласный звук [а] мы будем отмечать красным цветом. Предлагаю самим в тетрадях выполнить задание и отметить гласный звук [а].
4. Работа в тетрадях. Игра «Услышь звук [а]». (Начало, середина, конец слова).
Звук [а] гласный, отмечать его нужно красным цветом.
Арбуз, рак, белка.
5. Физминутка. Упражнение на ориентировку в пространстве.
Игра «Лево – право».
6. Чтение. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». На доску выставляю портрет.
Прошу детей назвать, кого они видят на портрете. Предлагаю послушать
«Сказку о золотом петушке».
7. Беседа о прочитанном.
Вопросы к "Сказке о золотом петушке".
1. Как называется сказка? Кто её автор?
(Сказка о золотом петушке. Автор сказки поэт Александр Сергеевич Пушкин).
2. Как звали главных героев сказки?
(Главные герои сказки царь Дадон, мудрец-звездочёт, золотой петушок, шамаханская царица.)
3. Что подарил мудрец Дадону?
(Мудрец подарил царю Дадону золотого петушка.)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу».
4. Что должен был делать золотой петушок?
(Золотой петушок должен был охранять царство Дадона.)
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой;
Коль кругом все будет мирно,
Там сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит, и встрепенётся,
И в то место обернётся.
5. Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности?
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири – куку,
Царствуй, лёжа на боку!»
6. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
(Два года никто не беспокоил Дадона).
("Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно ".)
7. Откуда пришла беда в царство Дадона? (Беда пришла с востока).
("Видит, бьётся петушок. Обратившись на восток ".)
8. Сколько раз золотой петушок предупреждал Дадона об опасности?
(Золотой петушок предупреждал три раза.)
9. Кого царь Дадон послал с войском первый раз (во второй раз, в третий).
10. Что увидел царь Дадон, когда привёл своё войско в горы?
(Он увидел шёлковый шатёр и побитую рать.
(’Что за страшная картина. ’
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат ".)
11. Кто встретил царя Дадона у шатра?
(У шатра царя Дадона встретила Шамаханская царица.)
12. Кто встречал царя Дадона и Шамаханскую царицу, когда они въезжали в столицу?
(Их встречал народ.)
13. Кого Дадон увидел в толпе?
(«Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке-белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец» (Мудрец, звездочет.)
14. Что попросил мудрец за свою услугу?
(Мудрец попросил подарить ему Шамаханскую царицу.)
«Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
15. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?
(Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон".
16. Чем закончилась сказка?
(Золотой петушок клюнул Дадона в темя, царь умер,
а Шамаханская царица «вдруг пропала, будто вовсе не бывало»).
17. Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"?
("Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".)
8. Задание. Игра «Доскажи словечко». Я начинаю читать строчку из
сказки, замолкаю, а ребёнок заканчивает, добавляя нужное слово.
Вот мудрец перед … (Дадоном)
Стал и вынул из мешка
Золотого … (петушка) .
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю на … (спицу) ;
Петушок мой … (золотой)
Будет верный сторож … (твой) :
Коль кругом всё будет … (мирно,
Так сидеть он будет … (смирно) ;
9. Итог занятия. Что вам понравилось на занятии?