Бельтяевская Елена Михайловна
Занятие по речевому развитию «Обитатели морей и океанов — рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме
«Обитатели морей и океанов - рыбы»
(средняя группа)
Автор: воспитатель
Бельтяевская Елена Михайловна
Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить умения составлять полные предложения.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие :
Публикация «Занятие по речевому развитию „Обитатели морей и океанов — рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок у нас
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
Заниматься мы начнем!
И наше занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики.
2. Артикуляционная гимнастика.
В считалках.
3 Развитие мелкой моторики с мячиком.
4. Загадка. Сообщение темы
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?
Дети: Рыба
Воспитатель: Правильно, это рыба. Как вы думаете, о ком мы сегодня будет говорить?
Дети: О рыбах.
5. Образование прилагательных от существительных
Воспитатель: Каких рыб вы знаете?
Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)
Воспитатель: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…
Дети: Аквариумные
Воспитатель: В реке живут…
Дети: Речные рыбы.
Воспитатель: А в море?
Дети: Морские.
6. Слова-противоположности.
Ребята, как вы знаете, рыбы бывают разные :
Бывают большие и маленькие;
Туловище у рыб широкое и узкое;
Зубы у рыб бывают острые и тупые, длинные зубы и короткие;
Рыбы бывают так же толстые и худые;
Веселые и грустные;
У одних рыб нос длинный, а у других короткий;
Одни рыбы плавают быстро, а другие наоборот медленно;
7. Психогимнастика.
Ребята, сейчас мы с вами сами превратимся в рыб. Мы превратимся с вами в дельфинов. Две руки – это наши два дельфина, сейчас они плывут вместе, затем они решили поиграть, и плывут в разные стороны, вперед, назад, противоположно. Молодцы, у нас получились замечательные дельфины.
8. Работа над закреплением частей тела рыб.
Воспитатель Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
Дети: У рыбы есть голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза, тело рыб покрыто чешуей.
9. Образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель: У рыбы голова чья?
Дети: Рыбья.
Воспитатель: Плавники чьи?
Дети: Рыбьи.
Воспитатель: Хвост чей?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Чешуя чья?
Дети: Рыбья.
Воспитатель Туловище чье?
Дети: Рыбье.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
10. Развитие воздушной струи.
Как вы уже знаете, рыбы бывают разные. Есть рыбы, которые умеют летать. Их так и называют летучие рыбы, они выпрыгивают из воды и парят на ветру. Но что-то пошло не так и не могут взлететь, давайте с вами поможем им это сделать. Откройте конверты достаньте от туда наших рыб, положите аккуратно на ладошки. Помните, мы вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Щечки при этом не надуваем. Итак, приготовились.
11. Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как …. рыбы.
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно…. рыбка.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка.
Выплывает, корм ища,
Пребольшая …. рыбища.
12. Разбор слова.
Воспитатель: Как вы думаете, какое общее слово у всех этих слов? (рыбы, рыбка, рыбешка, рыбища, рыбонька)
Дети: Рыба.
Воспитатель: Верно, слово рыба является родственником слов. Произнесите слово «Рыба». Какой первый звук вы слышите?
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Правильно. А какой это звук?
Дети: Согласный, есть преграда, твердый, обозначаем его синим цветом.
Воспитатель: Какой второй звук вы слышите в слове «Рыба»? и т. д.
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием!
13. Составление рассказа по схеме-мнемотаблице.
Воспитатель: Давайте с вами по подробнее рассмотрим акулу.
Какая она по размеру?
Дети: Большая.
Воспитатель: Акула хищная рыба или травоядная?
Дети: Акула это хищная рыба.
Воспитатель: Какие части тела вы знаете у акулы?
Дети: у акулы есть плавники, хвост, голова, глаза, жабры, острые зубы.
Воспитатель: Каким цветом акула?
Дети: акула синего цвета.
Воспитатель: Где она живет, в океане, аквариуме или озере?
Дети: Она живет в океане.
Воспитатель: Чем она питается?
Дети: Она питается рыбой.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо ответили на все мои вопросы. А сейчас послушайте мой рассказ про акулу.
Это акула. Она хищная рыба. Она большая. У нее есть хвост, плавники, голова, жабры, глаза, туловище, тело акулы покрыто мелкой чешуей. Она синего цвета, а грудка белая. Акула проживает в океане и питается рыбами.
А теперь попробуйте вы составить рассказ об акуле. Сначала назовите рыбу, о которой будете рассказывать, затем назовите ее размер. Не забудьте назвать части тела рыбы, каким она цветом, где проживает и чем питается.
Молодцы, у вас получился очень хороший рассказ! А теперь попробуйте самостоятельно составить рассказ про щуку.
14. Итог: О ком мы сегодня с вами разговаривали? О рыбах. Где могут проживать рыбы? (В аквариуме, в реках, озерах, морях, океанах). Молоцы. Вы сегодня очень хорошо отвечали на все мои вопросы.