Светлана Мельникова
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по Поволжью» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по Поволжью
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)
2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие)
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие по Поволжью“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3. Знакомить детей с загадками татарского народа. (Художественно-эстетическое развитие)
4. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)
5. Способствовать развитию грамматического строя реи, пополнению словарного запаса.
Материал и оборудование:
Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Орнамент чувашского народа», 4 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А).
Методы и приемы:
Словесный – словесная игра «Мир без друга», загадывание загадок, задания в конверте.
Практический – сбор пазлов «Собери орнамент», задание «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»
Игровой – подвижные игры: «Тирмэ», «Кукушка».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мне сегодня по почте прислали карту. Рассмотрим ее.
Воспитатель достает карту, на ней прикреплены флаги с буквами.
Ребята, это карта Поволжского края. Хотите отправиться в путешествие по Поволжью?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, а на какой самой величественной реке мы с вами живем?
Дети: На реке Волге.
Воспитатель: Правильно. Поэтому нас и называют как?
Дети: Волжане.
Воспитатель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы потом с вами узнаем. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда садитесь на корабль, и мы с вами поплывем.
На экране появляется 1 слайд. Воспитатель обращает внимание детей на слайд и говорит о том, что на экране они будут видеть путь перемещения.
Воспитатель: И первая наша остановка Башкирия.
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем ни сравнимые
И люди гостеприимные.
Воспитатель: Вот и конверт. Задание такое. Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру поиграйте.
Башкирская игра «Тирмэ» (юрта)
В игре 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют.)
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
(На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта).
Воспитатель: Хорошо. И первая наша буква Д. Поплыли дальше. Приплыли мы с вами в Татарстан. Какой народ здесь живет?
Дети: Татары.
Воспитатель: Правильно. Конверт с заданием. Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем. Ребята, вы любите загадки? А татарские загадки отгадаете? Что ж давайте попробуем.
«Полна печь ватрушек, в середине один калач» (Небо, звезды, месяц)
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз)
«Полна красная печь черненьких лепешек» (Арбуз)
Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает. (Снег)
«Семь братьев есть: возраст их один, имена разные» (Неделя)
«Без иголки, без нитки нанизаны бусы, Бог создал, рука сорвала» (Кисть винограда)
Молодцы. Все отгадали. И мы получаем второй флаг с буквой …. Р.
Все загадки отгадали
Сели дружно в пароход
И отправились вперед
Покорять чужие дали.
И приехали мы с вами в Мари – Эл. Что нас ждет за задание?
Предлагаем не скучать
И в Марийскую игру поиграть.
Марийская игра «Кукушка»
Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.
Дети: Эй, кукушечка, лесная
Мы тебя совсем не знаем.
Ты о чем ку – ку – кукуешь
На суку в лесу тоскуешь?
Кукушка: Я одна ку-ку на свете
У меня пропали дети
Куковать мне одиноко
На суку сосны высокой
Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время ведущий вкладывает незаметно кому- нибудь в руки платочек.
Дети: Эй, кукушечка, лесная
Поиграй в платочек с нами.
Ты отыщешь наш платочек
Мы твоих сынков и дочек.
Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать у кого платочек.
Молодцы, ребята. Вот и третий флаг и буква У. Наше путешествие продолжается.
Город новый, город старый
Славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах
Тараторят воробьи:
Ики, вики, чики, брики,
чив, чив, чив, чиви.
К какому народу мы с вами приплыли в гости?
Дети: к чувашскому.
Воспитатель: Правильно. Ребята, пока я доставала задания, они порвались. Помогите мне собрать их.
Игра «Собери орнамент»
Воспитатель: Спасибо, что помогли. Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского). А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского)
Следующий флаг с буквой Ж. А нам пора отправляться в путь.
Слышите? Гимн какого народа звучит?
Дети: Мордовского.
Воспитатель: Правильно. Мы приехали с вами в столицу Мордовии – Саранск. Посмотрите на экран. Нам приготовили задания.
Дети выполняют задания, глядя на экран.
(Найди флаг Мордовии, головной убор и костюм народа Мордовии).
Воспитатель: Молодцы. И следующая наша буква какая? (Б)
И конечная наша остановка Самарская область. Приплыли мы домой. А что для вас дом? Когда вам говорят Россия, что вы представляете?
Я предлагаю спеть вам песню о России.
Дети исполняют песню «Хохлома»
Воспитатель: И последняя наша буква «А». Что же у нас получилось? Составьте слово.
Дети складывают буквы и получается слово «Дружба».
Воспитатель: Скажите, а почему получилось слово ДРУЖБА?
Дети: Потому что все народы должны жить в дружбе и дружить друг с другом.
Словесная игра «Мир без друга»
Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что….
Мир без друга был бы безрадостным, потому что….
Мир без друга был бы мрачным, потому что….
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята как называется место, где мы живем? (Поволжье)
Люди каких национальностей проживают в Поволжье? У представителей каких национальностей мы побывали с вами в гостях?
Сколько нас нерусских у России
И татарских, и иных кровей
Имена носящих не простые
Не простых Российских сыновей.
Пусть все мы
По-разному песни поем
Но все мы мечтаем лишь об одном
Хором: Пусть будет мир в нашем доме родном!