Любовь Горявина
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Сюрприз для гнома»
«СЮРПРИЗ ДЛЯ ГНОМА»
Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами песка. Цель детей: исполнение сюрприза для Гнома.
Вид: Интегрированное занятие.
Образовательные задачи:
• Создать условия для обогащения познавательного, эмоционального и сенсорного опыта детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).
• Создать условия для деятельности с мокрым песком.
Развивающая задача:
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Сюрприз для гнома“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи гному : исследовать песок для строительства дома, приемов экспериментирования (творческих заданий, вопросов развивающего характера. Воспитательная задача:
• Воспитывать желания заниматься, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
• На каждого ребё нка: две тарелочки с сухим песком; вода в стаканчике
• Разнос, полотенце, цветной мокрый песок, дощечка, формочки цветка, увеличительное стекло.
Методы и приё мы:
Наглядный (показ способов действия, словесный (беседа, пояснения, объяснения, практический (экспериментирование, продуктивный, игровой) .
Интегративные связи: (художественно - эстетическое развитие, речевое разитие)
Ход занятия.
1. Организационный момент.
По телефону приходит СМС
- Ребята, хотите узнать, что здесь написано? (ответы детей)
«Добрые знатные умельцы! Наслышан я о ваших делах славных, о ваших руках умелых, об опытах интересных. И хочу вас попросить помочь мне исследовать одно вещество для строительства дома. А какое, вам помогут разрезные картинки, которые я вам отправил. Не откажите в моей просьбе. Ваш друг Гном».
- Ребята вы согласны помочь Гному? (ответы детей).
(Находим с детьми два конверта, которые утром передал почтальон.)
Нам нужно разделиться на две группы. (С помощью цветочков дети делятся на две группы).
• Какое вещество мы будем исследовать? Пройдите в нашу лабораторию. Вы должны с помощью исследования свойств песка дать ответ гному : Из какого песка ему можно построить дом.
1 ОПЫТ У вас на столах в чашечках находится песок. Возьмите щепоточку
песка и потрите между пальцами.
• Что вы заметили?
• Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.) зарисовать (Схема, выбирать)
2 ОПЫТ Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки).
• Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).
• Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
ВЫВОД: В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам». Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу.
3. ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воды.
• Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
• Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
• Каким стал песок? (мокрый влажный). Попробуйте мокрый песок посыпать.
• Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
4. ОПЫТ. Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить.
• Что происходит? (он рассыпается).
Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что- нибудь.
• Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.).
• Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).
ВЫВОД: Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»
• Какой ответ мы дадим Гному?
• Из какого песка ему нужно строить песочный дом? (из мокрого)
• А что можно сделать с сухим песком?
- Ребята, а сухим песком можно рисовать. Попробуйте пальчиком нарисовать на сухом песке: дорожки, домик, солнышко.
А сейчас мы немного с вами отдохнем. Подойдите к тазикам и вымойте руки.
Физкультминутка.
Жил да был весёлый Гном,
С круглыми ушами
Он на сахарной горе,
Спал под воротами
Вдруг, от куда не возьмись
Великан явился,
Слопать гору он хотел,
Только подавился!
Ну, а что ж веселый Гном?
Так и спит глубоким сном?
Гномик спит и ему снится сон, что около его песочного домика, который стоит на берегу моря, растут красивые, яркие, разноцветные цветы, морские жители. Но это сон. Ребята, я предлагаю сделать для гномика сюрприз.
Мы посадим возле его песочного домика, песочные цветы, поместим морских жителей. Вы согласны? Как их сделать, я сейчас расскажу. Подойдите к моему столу. У меня на столе в баночках лежит разноцветный мокрый песок. Я возьму формочку и положу в неё песок. Переверну формочку и уберу её. Посмотрите, что получилось (ответы детей).
У вас на столах стоит разноцветный песок. Вам нужно выбрать формочку. Самостоятельная деятельность (дети делают по 2-3 поделки).
Замечательные формы у вас получились, они обязательно понравятся Гному и украсят его домик. Я предлагаю сфотографироваться на фоне красивого домика, и отправить фотографию гномику.
- Ребята, как вы думаете, понравится наш сюрприз для гномика? (ответы детей)