Ирина Ульянова
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
Учить по схеме составлять предложения из трех слов на заданную тему, закрепляя правило написания предложения' первое слово с большой буквы, интервалы между слов, точка в конце предложения.
^ Помочь запомнить, что буква "Е" обозначает два звука:
Закрепить название гласных букв, звуков, название мягких согласных звуков.
Познакомить детей со словоизменением.
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Использовать кроссворд, закрепляя навыки в отгадывании загадок, написания слов по клеткам с заданным звуком " Й".
Воспитывать направленное внимание, интерес к обучению грамоте.
Развивать через ответы монологическую речь, умение использовать как краткую, так и развернутую форму ответа, исправлять и дополнять ответы друга.
Материал:
Воспитателю:
мольберт, наборное полотно, указка, мел, доска, буквы: Е, М, Е, Л, Я; картинка с изображением Емели.
Детям:
карточка - схема, пеналы с фишками, кроссворд, простой карандаш, стаканчик, гласные буквы: А, Я, У, Ю, О, Е, Э, Ы, И.
Работа детей с фишками в ходе сюжетно - ролевой игры "школа", индивидуальная работа в тетрадях (печатание слов, работа со схемой, ударение в словах, звуковой анализ слов, индивидуальная работа в вечернее время с отстающими детьми.
Литература:
1. Н. Е. Варенцова "Подготовка к обучению чтению в детском саду"
часть II.
2. Кроссворд и стихотворение - загадка о Емеле составлены воспитателем Ульяновой И. М.
Ход: Часть 1:
-Ребята,сегодня у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Посмотрите,что я нарисовала на доске? Детй:Это-схема предложения.
-А сколько слов в предложении? Дети: Три.
-А вот другая схема. Посмотрите,одну полоску в ней заменила картинка. Эта картинка обозначает слово. Дети: Елка!
-А всего в предложении сколько слов? Дети:Три слова.
-Придумайте,пожалуйста,предложение из трех слов,чтобы слово "елка" стояло. .которым по счету? Дети: Третьим. Дети:Выросла большая елка. Стоит зеленая елка. Срубили маленькую елку. Красиво украсили елку.
Предлагаю еще 2 схемы. На первой схеме картинка стоит на первом месте,на второй-на втором месте в схеме.
Утка —.
Дети:Утка плавает быстро. Утка высоко летит. Утка громко крякает.
I— — мама.
Дети:Моя мама хорошая. Наша мама работает.
Дети называют предложения,считают слова.
-Я тоже придумала предложение. Вот оно. (Выставляю полоску с написанным
предложением.)
Давайте его прочитаем.
НАДВОРЕМОРОЗ
-У вас есть замечания?
Дети хором:Первое слово пишется с большой буквы,расстояние между словами,точка в конце предложения.
(по ходу поправок,исправляю ошибки,стираю предложение).
Часть2
-Молодцы!Вы знаете,что наша речь состоит из.
Дети:предложений.
-А предложения.
Дети:из слов.
-А слова из.
Дети: букв.
-Давайте на наборном полотне соберем гласные буквы.
-Посмотрите, на верхнюю полоску я ставлю синюю фишку. Она обозначает.
Дети:твердый согласный звук.
-Какие гласные буквы вы поставите рядом?
Дети АУОЭЫ
Дети выставляют буквы.
-Молодцы. А на нижнюю полоску я поставлю зеленую фишку. Какие гласные буквы вы поставите рядом?
Дети Я Ю Е Е И Дети выставляют буквы.
-Молодцы,я рада,что вы запомнили гласные буквы.
ЧастьЗ
-А сейчас прочитайте слово на доске. (Я пишу"МЕЛ").Дети читают.
-В слове есть гласная буква. Это.
-Дети:Е.
-А теперь послушайте задание. Вы будете заменять гласную букву Е другими гласными. Буквы на наборном полотне вам помогут. Я запишу ваши слова на доске.
Дети называют: МАЛ МУЛ МЯЛ МОЛ МЫЛ МИЛ МЕЛ
-Умницы!Вот сколько слов можно написать,заменяя только одну букву. Давайте прочитаем слова,выделяя голосом ударный звук. (Дети хором читают).
Часть4
Стираю с доски слова,пишу букву Е. -А что вы можете сказать об этой букве? Дети:Это гласная буква. Она объединяет 2 звука:
Й-всегда мягкий согласный звук, Э-гласный звук.
Выставляю схему: Е
-Запомните эту особенность гласной буквы Е.
Часть 5
-А теперь отгадайте загадку: Кто и печь,и сани Заставил вдруг ходить? А рыбу-щуку старую По-русски говорить?
(Емеля)
Показываю иллюстрацию сказки,ставлю на мольберт.
-Верно. Это Емеля. Пишу слово"Емеля" на доске. Вопросы:
1 .Сколько букв в слове (З).
2. Сколько звуков в слове(6)
3. Сколько согласных звуков(3) Назовите их (Й,МЬ,ЛЬ)
4. Сколько гласных букв(3) Назовите их( 3 ,Э,А)
5. На какой звук падает ударение? Дети:На второй гласный звук "3"
-Ребята,обратите внимание,все согласные звуки в слове. Дети. Мягкие.
-Вы их от метите фишками какого цвета? Дети:3елеными.
-А сейчас вы самостоятельно проведете звуковой анализ слова"Емеля". Дети раскладывают фишки,я проверяю,помогаю.
-Давайте проверим очередность фишек. Ставим палец на первую фишку. (Называю имя ребенка. Он-цвет фишки и звук.)
-Первая-зеленая,она обозначает мягкий согласный звук "Й" -В горая-красная,она обозначает гласный звук"Э" -Третья-зеленая,она обозначает мягкий согласный звук"МЬ" -Четвертая-красная,она обозначает гласный звук"Э" -Пятая-зеленая,она обозначает мягкий согласный звук "ЛЬ" -Шестая-красная,она обозначает гласный звук"А"
Частьб
-Молодцы!А сейчас-кроссворд.
(Текст загадок и рисунок кроссворда прилагается к конспекту).
Я буду загадывать загадки,а вы,вместе со мной-вписывать слова-отгадки по
клеткам.
Часть 7
-Ребята,наши задания выполнены,но хочется,чтобы вы вспомнили,чем мы сегодня занимались?
(Составляли предложения,проводили звуковой анализ слова,составляли новые слова,отгадывали кроссворд)
-Что вам понравилось больше всего? -Что было трудно?
На этом занятие окончено.
Кроссворд
1. Когда получишь рану, в аптечке ищешь.
(Йод)
2. Это может быть оценкой.
Её запрячь мы можем в сани. И тогда навстречу ветру Понесёмся вместе с вами.
(Тройка)
3. И над морем, над рекой Кружит птица день-деньской. Лишь крылом волны коснётся - В чёрном клюве рыбка бьётся.
(Чайка)
4. Всех, кто далеко живёт. Наш приятель подвезёт Эй, садись, не зевай! Отправляется.
(Трамвай)
5. Без него на аппликации Нам с работаю не справиться.
(Клей)
6. Он пузатый и носатый На плите сидит,
Из носика пар валит.
(Чайник)
7. Летом и зимою Она с тобою спит. Бережёт от солнца, От ветерка хранит.
(Майка)
8. В лесу его поймай-ка А зовут его.
(Зайка)
9. Он большой, пугает всех В сказках он герой Длинный, страшный и большой
(Змей)
10. Хлеб попробуй-ка, Кусай-ка.
Этот хлеб зовётся.
(Сайка)