Наталья Кузнецова
Занятие по патриотическому воспитанию «Русская национальная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская национальная одежда».
Цель: повторить с детьми историю русского народа (быт, обычаи, гостеприимство) в доступной форме; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; развивать кругозор, любознательность, прививать любовь к своей Родине;
Задачи:
1. расширять представления детей об истории русского народного костюма;
2. активировать словарь детей: орнамент, вышивка, узор, порты, лапти, кушак, косоворотка, порты, картуз, Русь;
Публикация «Занятие по патриотическому воспитанию „Русская национальная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
3. воспитывать интерес к истории своего народа, традициям.
Атрибуты: декорации и костюмы в русском стиле, иллюстрации русский национальных костюмов, куклы в национальны костюмах, иллюстрации с элементами вышивки, иллюстрация головных уборов. Музыкальное сопровождение. Выставка детских рисунков: «Роспись кокошника», «роспись сарафана».
Предварительная работа: проводились беседы с детьми: «Русский национальный костюм», «Что носили в старину?», рисование: «Роспись кокошника», «Роспись сарафана», чтение русских народных сказок : «Морозко», «По щучьему велению».
Ход ОД.
Ребята проходите, встаем в круг.
Встали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руку возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель : Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель : Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
О ней все знают, любят, уважают.
А солдат на посту
Бережет и охраняет.
Кто она, все знают.
Дети: Родина.
Воспитатель : какая страна для нас является Родиной?
Дети: Наша Родина, это страна Россия.
Воспитатель : Россия, это большая страна, столицей, которой является какой город?
Дети: город – Москва.
Воспитатель : А люди, живущие в России, как называются?
Дети: Россияне.
Воспитатель : чем для нас с вами является Россия?
Дети: Наша Родина.
Воспитатель : А у нас есть малая Родина. Это место, где мы родились и живем. Как наш город называется?
Дети: город Петропавловск-Камчатский.
Воспитатель : Это и есть наша малая Родина.
Стук в дверь.
Под русскую народную музыку выходит воспитатель в русском костюме.
Марфа Ивановна. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон (кланится). Меня зовут Марфа Ивановна.
Воспитатель. Какая странная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по-особенному. Откуда, же ты прибыла, Марфа Ивановна, дорогая?
Марфа Ивановна: Из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель : А что такое Древняя Русь?
Воспитатель :Ребята, когда-то давным-давно страна наша называлась Русью.
А сейчас, как она называется?
Дети: Россия
Воспитатель : Посмотрите на нашу Марфу Ивановна, давным-давно, на Руси все так одевались. И имя то какое, интересное - Марфа Ивановна.
Воспитатель : А, давайте поиграем в имена. Как раньше девочек называли? (Маша, Катя, Алена, Анфиса, Алевтина, Василиса, Галина, Марфа, Маруся, Клавдия.) А какими мальчиков именами называли? (Петя, Ваня, Степа, Макар, Митрофан, Василий, Ярослав, Владислав, Мирослав).
Молодцы ребята.
Воспитатель : Какая основная работа была у людей того времени? У крестьян и ремесленников.
Дети: крестьяне работали на полях, выращивали хлеб, овощи и фрукты. Держали скот. В лесах собирали грибы, ягоды, заготавливали дрова на зиму, занимались охотой и рыбалкой. Ремесленники делали посуду из глины, ткали ткани, шили одежду и обувь, выделывали шкуры, шили сапоги и зимнюю одежду, из лыка плели лапти.
Воспитатель : а в свободное время, по праздникам, люди собирались все вместе. Устраивали танцы и водили хороводы, пели песни, играли в разные игры.
А, сейчас, ребята, мы с вами поиграем в русскую народную игру : «Золотые воротца». Вместе с Марфой Ивановной.
Игра: «Золотые воротца».
Ребята садятся.
Воспитатель :Молодцы ребята, в игру поиграли. Делу время, а потехе час.
Дети садятся.
Воспитатель : Марфа Ивановна, подойди к нам.
Ребята, скажите, пожалуйста, что за одежда на Марфе Ивановне надета? Как она называется?
Дети: рубаха, сверху надет сарафан, на голове кокошник.
Воспитатель : Да ребята, так одевались в Древней Руси. Посмотрите пожалуйста на иллюстрации, какая одежда была у крестьян того времени?
Дети: женщины носили рубаху, поневу, сарафан, передник, платок. Зимой носили овчинные тулупы, теплые платки, валенки. Так одевались простолюдинки-крестьянки.
Марфа Ивановна: Ребята, посмотрите, каких я вам кукол- красавиц принесла. Посмотрите на их костюмы. Так одевались барыни- сударыни, из богатого сословия. Поверх сарафанов вышитых надевали душегрею. Ребята, а как называется рисунок, вышитый на одежде?
Дети: узор, орнамент.
Марфа Ивановна: В орнаменте каждый знак имеет свой смысл. Ребята, кто знает обозначения знаков на орнаменте?
Дети: Например: знак солнца обозначает тепло и плодородие, счастье, благополучие, знак засеянное поле обозначает богатство и достаток, знак воды –счастье радость и веселье, знак огня- тепло, ласку.
Марфа Ивановна: Молодцы ребята, верно сказали. А, посмотрите, какой у меня головной убор. Называется он как?
Дети: кокошник.
Марфа Ивановна: Надеваем мы их на праздники и когда девушка выходила замуж.
Воспитатель : Посмотрите, ребята на иллюстрации. Чем украшен кокошник. (бисером, тесьмой, лентами). Вот такие красивые кокошники получались.
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем еще в одну русскую-народную игру, которая называется: «Ручеек». Вместе с Марфой Ивановной.
Игра: «Ручеёк».
Молодцы детки поиграли. Марфа Ивановна, сударушка, присаживайся к деткам, посиди и отдохни.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображен?
Дети: мужчина.
Воспитатель :Как вы это поняли?
Дети: По одежде.
Воспитатель : Во что одет мужчина?
Дети: Рубаха-косоворотка, пояс-кушак, штаны, сапоги.
Воспитатель : почему рубаха так называется?
Дети: потому что застежка на боку.
Воспитатель : Кто знает, как назывались штаны раньше?
Дети: Штаны назывались порты и заправлялись они в сапоги.
Воспитатель : Какой интересный головной убор у мужчины. Как он называется?
Дети: это картуз, фуражка с козырьком и цветком.
Воспитатель : А зимой как одевались люди на Руси?
Дети: овчинный тулуп надевали, шапки из меха, валенки.
Молодцы ребята, все вы знаете.
Итог:
Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии?
В какие игры играли?
Что вам понравилось в занятии?
Что было интересно?
Занятие подошло к концу. Вы ребята большие молодцы.