Людмила Оленева
«Красивые шарики для пятачка». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование познавательной активности, познавательного интереса и познавательных действий детей в процессе их опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности с воздухом.
Способствовать познанию детьми свойств воздуха, развитию умений устанавливать причинно – следственные связи в ходе опытнической деятельности.
Публикация «„Красивые шарики для пятачка“, Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
Активизировать и обогащать словарь детей, связную речь, развивать мелкую моторику, любознательность, интерес к природе, чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие : опыты с воздухом «Воздух невидимка», «Надуй шарик», «Воздушные пузырьки», «Мыльные пузыри»
Речевое развитие: вопросы, объяснение результатов, проговаривание алгоритма действий детьми
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение) познавательно-исследовательская, игровая деятельность, общение.
Материал и оборудование: воздушные шары, стрелки, салфетки, листы бумаги, стаканчики, вода, минералка, мыльные пузыри.
Планируемый результат:
У детей развивается познавательная активность в процессе их опытно-экспериментальной деятельности.
Дети знают свойства воздуха, могут устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
У детей пополнился словарный запас: невидимый, выдыхаем, вдыхаем.
Дети испытали эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.
Предварительная деятельность с воспитанниками:Игры и опыты с воздухом. Беседы о необходимости воздуха для жизни, чтение стихотворений и загадывание загадок о воздухе.
(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности ( например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т. п.)
Деятельность детей
(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности ( например:отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т. п.)
1 часть – вводная
Цель: привлечь внимание детей.
Создание образовательной ситуации
В: Ребята, мне пришло на телефон смс –сообщение. Хотите прочитаю?
Воспитатель читает сообщение.
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Пятачок, я друг Винни Пуха. Недавно у меня был день рождения. Мне подарили пять красивых воздушных шариков. Когда я открыл окно, шарики вылетели и разлетелись. Хотел шарики показать вам, но не знаю, как их найти. Может вы мне поможете. Поищите, пожалуйста, шарики»
Дети играют с воспитателем в игру «Пузырь»
Создать условия для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности.
В: Дети, что будем делать? Хотите помочь Пятачку?
Д: да
В: А как мы поможем Пятачку?
Д: Поищем шарики в нашей группе.
В: Хорошо. Давайте посмотрим вокруг. Дети высказывают свое мнение.
Дети ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.
Дать возможность каждому ребенку высказаться.
Воспитатель поощряет инициативу детей помочь Пятачку.
2 часть – основная
Цель: вызвать желание детей помочь пятачку.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
В: Дети, давайте подумаем, как мы можем найти шарики? Посмотрите, тут какие –то стрелки нарисованы? Может они нам помогут.
Д: Наверно стрелки покажут нам путь.
В: Хотите отправиться на поиски шариков по этим стрелкам?
Д: да
В: стрелка нас привела к первому шарику, но чтобы его взять надо отгадать загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
В: Дети, кому необходим воздух?
А сейчас попробуйте закрыть рот, зажать нос. Вам легко?
В: а кому еще воздух нужен?
В: Делаем вывод: воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
В: Как вы думаете, мы можем взять первый шарик?
Д: Да
В: Мы справились с первым заданием, берем шарик и отправляемся дальше.
В: стрелочка привела нас к другому столу.
В: Дети, а мы можем воздух увидеть?
В: посмотрите, на столе лежат салфетки, может они нам помогут увидеть воздух. Возьмите салфетки, поднесите к носу и дышите носом. Что можете сказать?
Д: салфетка поднимается, шевелиться.
В: Что ее шевелит?
Д: воздух, который мы выдыхаем.
В: мы его видим
В: Возьмите листок бумаги и помашите им на себя. Что вы чувствуйте?
В: значит воздух мы не можем увидеть, но воздух образует ветер, и происходит движение каких – то предметов.
В: забираем еще один шарик. Идем дальше.
В: Дети, посмотрите, что идите?
Д: здесь лежат много шариков.
В: шарики большие или маленькие?
Д: маленькие сдутые.
В: Возьмите шарики и попробуйте сделать их большими. Как вы это сделали?
Д: Мы дули в шарик.
В: Что вдували в шарик?
Д: воздух.
В: Где вы взяли воздух?
Д: выдували из себя.
В: Значит делаем вывод, внутри нас есть воздух.
В: А как мы узнаем, что в шарике действительно воздух?
Д: откроем шарик.
В: попробуйте потихоньку разжать пальцы и подставьте шарик к щеке. Что вы почувствовали?
Д: воздух щекочет щеки.
В: Мы услышали, как воздух выходил из шарика и почувствовали его на щеке.
В: Значит, делаем вывод, воздух мы можем почувствовать и даже услышать.
В: Берем шарик и отправляемся дальше.
Дети находят стрелки.
Принимают решение помочь Пятачку и передвигаются по группе по стрелкам.
Дети проводят опыт с закрыванием носа и рта. Дети делают вывод.
Дети проводят опыт с салфетками и бумагой. Дети пробуют надувать шарики. Дети отвечают на вопросы
Дети проводят опыт с выпуском воздуха из шарика. Делают выводы.
Дети находят стрелки.
Принимают решение помочь Пятачку.
Передвигаются по группе по стрелкам.
Дети отгадывают загадку.
Дети проводят опыт с закрыванием носа и рта.
Дети проводят опыт с салфетками и бумагой.
Дети пробуют надувать шарики.
Дети проводят опыт с выпуском воздуха из шарика. Делают выводы.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
В: Стрелка привела нас к столам со стаканчиками.
Ребята, что у вас в стаканах?
Д: в одном – вода, другой- пустой.
В: бросьте в стакан с водой маленький комочек пластилина Посмотрите, что происходит?
Д: пластилин упал на дно стакана.
В: Правильно! В простой воде пластилин лежит на дне.
В: в пустые стаканы я налью минеральную воду, положите в него маленький кусочек пластилина.
В: что вы можете сказать?
Д: в минеральной воде пластилин сначала утонул, а потом всплыл на верх.
В: Почему так произошло? Что поднимает пластилин?
Д: Наверно пузырьки поднимают кусочки пластилина.
В: Это не просто пузырьки, это пузырьки воздуха, которые поднимают пластилин на поверхность. В минеральной воде есть воздух.
В: Значит, вывод в минеральной воде есть воздух.
В: Мы можем взять еще один шарик для Пятачка.
Дети делают опыт с водой и минералкой.
Делают рассуждают, отвечают на вопросы.
Дети делают вывод
Воспитатель создает условия для деятельности каждого ребенка.
Этап осуществления самостоятельной работы детьми.
В: Следующая стрелка привела нам к сундучку. Чтобы его открыть, надо отгадать загадку:
Кто я? Мылу я родня.
Разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня
Ребятишки в парке.
Д: мыльные пузыри.
В: открываю сундучок, угадали.
В: Дети, а вы любите мыльные пузыри?
Д: Да
В: Как вы думаете, как получаются мыльные пузыри?
В: Когда мы дуем на мыльную пену, вдуваем в пену воздух и получаются пузыри.
Попробуйте, надуйте пузыри.
В: Чтобы пузыри образовались, что вы делали?
Д: Дули на мыльную пену.
В: Значит, вывод мыльные пузыри тоже наполнены воздухом.
В: А теперь поиграем в веселую игру «Кто больше выдует мыльных пузырей».
В: Молодцы!
В: Дети, посмотрите, мы нашли все шарики для Пятачка?
Воспитатель мотивирует детей на дальнейшую деятельность.
3 часть – заключительная
Цель: вызвать желание детей добиться положительного результата.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
В: Сколько шариков подарили Пятачку?
Д: пять
В: Давайте посчитаем, все ли шарики мы нашли?
Д: Все, пять.
В: Трудно ли вам было искать шарики?
Д: нет
В: А пока мы искали шарики, что узнали?
Д: Воздух нужен всем живым, он невидимый, но его можно почувствовать и услышать, воздух находиться в минералке и в мыльных пузырях.
Дети считают. Дети делают выводы.
Поддержание чувства гордости за свою деятельность. Воспитатель поощряет детей.
В: Дети, а как шарики предать Пятачку?
В: давайте напишем ему сообщение. Он прочитает и придет за шариками.
Дети вместе с воспитателем отправляют СМС сообщение Пятачку.