Людмила Казанцева
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Юридическая консультация»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
• Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: „Юридическая консультация“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).
– Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.
II. Основная часть.
1-й конверт.
– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?
– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра «Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ (показывает). Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорождённого, дату рождения, фамилия, имя, отчество родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство.
– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).
2-й конверт.
– А следующий конверт откроет….
– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?
– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?
– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?
– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.
– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)
-Давайте дадим им имена.
Как назовём мальчика? Миша.
А девочку? Маша.
-Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе? Сыном.
-А как можно назвать маму и папу одним словом? Родители.
Кем приходится Маша своим родителям? Дочерью.
_ У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши? Бабушкой.
-У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши? Дедушкой.
-Кто мама бабушке? Дочь.
Как назвать группу людей живущих вместе? Семья.
- Алан выйди и расскажи о своей семье.
- Алан рассказывает о своей семье. (генеалогическое древо).
– Ребята, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы – дружная семья»
Раз, два, три, четыре (Хлопки)
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестрёнка (поочерёдное поглаживание пальчиков)
Кошка Мурка, два котёнка
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья! (хлопки)
Ребус «7Я».
– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?
– Правильно, это слово семья.
3-й конверт.
– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
– О каком праве пойдёт речь?
-Каждый ребёнок имеет право на жилище.
Игра «Собери разрезные картинки». (музыка)
– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.
– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка).
– Какое право нарушено во всех этих сказках?
-Право на неприкосновенность жилища. Никто без разрешения не может войти в чужой дом.
– Молодцы.
4-й конверт.
– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).
– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.
– Как назвать эти предметы, одним словом?
– Верно, школьные принадлежности.
– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?
– Кто обучает вас здесь в детском саду?
– А кто будет вас обучать в школе?
А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодиться.
3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
Физминутка.
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому что изучаем (часики)
И себя мы защитим
И в обиду не дадим (силачи)
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости. (руки вверх подтянуться, опустить).
– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.
5-й конверт.
– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)
– Послушайте стихотворение К. И. Чуковского «Барабек».
– Почему у Робина Бобина заболел живот?
– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?
– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь? (103)
Игра тренинг «Вызов скорой помощи».
– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).
– Кто из вас нуждается в скорой помощи?
– Кто будет вызывать скорую помощь?
– А ты будешь диспетчером скорой помощи.
( Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)
– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).
6-й конверт.
Дидактическая игра " Назови сказку»
Цель: Назвать отрицательных и положительных героев сказки.
(Назвать сказку и какое право нарушено в этой сказке)
Сказка «Приключение буратино»
«Карабас-барабас»-держал кукол в рабстве и заставлял много работать.
(Каждый ребёнок имеет право быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.
«Колобок»- Главному герою угрожали быть съеденным.
-Какое право нарушили звери?
-Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
«Снежная королева»
-Какое право нарушила снежная королева?
-Она увезла Кая в свой ледяной дворец!
_Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
«Золушка»
_Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»
-Право на отдых.
«Айболит»
_Какое право выполняет доктор Айболит?
-Каждый ребёнок имеет право на получение медицинской помощи.
«Приключение Буратино»
-Каждый ребёнок имеет право на образование.
-Какие вы молодцы! Вы правильно разложили.
Конечно же мы радуемся добрым делам и поступкам и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав друг - друга.
7-й конверт.
– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).
– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.
Игра «Собери ромашку»
– Возьмите по лепестку, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лепесток к серединке.
-Я сегодня помогаю Людмиле Борисовне накрыть и убрать со стола.
-Я слежу за порядком в уголке природы.
-Я помогаю дома маме и папе.
-Когда я вырасту, я буду заботиться о своих родителях. Буду им помогать.
-Я смотрю за маленькой сестрёнкой, когда моя мама занята. И тд.
- Если мои родители заболеют, я буду ухаживать за мамой и папой.
– Посмотрите, что случилась с ромашкой? Она расцвела, улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
Игра «Солнечный лучик любви»
Воспитатель демонстрирует игрушку – солнышко и предлагает детям встать вокруг него.
- Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса.
Давайте поиграем. Представьте, что вы все солнечные лучики. Встаньте вокруг нашего солнышка, представьте. Что, направляете свой «луч» кому – нибудь из близких и родных, скажите ему слова – пожелания. А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю…»
(далее дети сами формулируют пожелания. Воспитатель при необходимости помогает им)
Любви лучик направляю,
Всем здоровья я желаю!
Любви лучик направляю,
Маме счастья я желаю!
Любви лучик напрвляю,
Маме счастья я желаю!
Любви лучик направляю,
Всем удачи я желаю!
Любви лучик направляю,
Папе радости желаю!
Любви лучик направляю,
С другом я всегда играю!
Любви лучик направляю,
Добрых дел я всем желаю!
Любви лучик направляю,
Помогать друзьям желаю!
Любви лучик направляю,
Беречь дружбу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Здоровья бабушке желаю!
Любви лучик направляю,
Всех всегда я защищаю!
Любви лучик направляю,
Брату сильным быть желаю
Любви лучик направляю,
Спорт любить я всем желаю
Любви лучик направляю,
Быть заботливым желаю!
Любви лучик направляю,
Любить природу всем желаю!
Любви лучик направляю,
Старших уважать желаю!
Любви лучик направляю,
Долго жить я всем желаю!
При проигрывании этой игры пожелания детей могут быть самые разнообразные.
Они могут адресоваться любому человеку по желанию ребёнка.
III. Итог.
– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.
--Каждый ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию.
-Каждый ребёнок имеет право на семью.
-Каждый ребёнок имеет право на жилище
-Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
– Как называется документ, в котором описываются все права?
Дети: Конвенция о правах ребёнка.
Воспитатель; Ребята, я вижу вы растёте добрыми и хорошими людьми.
Я вам подарю вот такие цветики- семицветики, дома вы вместе со своими родителями подумайте и напишите на каждом листочке хорошие дела, которые вы вместе с ними могли бы сделать для детского сада, для двора в котором вы живёте, для своих друзей.
Рефлексия: «Ладошки»
Воспитатель: Ребята, кто считает, что справился со всеми заданиями и в дальнейшем может стать настоящим юристом берёт красную ладошку.
А кто считает, что ему надо ещё поучиться берёт жёлтую ладошку.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/2761b9aa5f1b2abcfd9a138eae7311a4.jpg.jpg[/IMG]