Елена Устинова
Занятие по ознакомлению с окружающим детей средней группы «В мире насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим детей средней группы.
«В мире насекомых»
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать знакомство детей с живой природой.
-Формировать представления о насекомых, их строении, способах передвижения, характерных признаках.
-Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим детей средней группы „В мире насекомых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Развивающие:
-Развивать зрительную и слуховую память.
Оборудование: видео слайды, фильмы о жизни насекомых, картинки с изображением насекомых, дидактические игры по теме.
Ход занятия:
Зазвенели ручьи
Прилетели грачи
В улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет, кто знает?
Когда это бывает?
(Весна)
-О каком времени года говорится? (Ответы детей)
С приходом весны в природе появляется много разных насекомых. Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т. д.)
-Ребята, а каких насекомых вы знаете? (Ответы детей….
Показ видео слайдов про появление насекомых.
-Каждое насекомое сначала бывает яйцом, затем вылупляется личинка, (она очень прожорлива) гусеница. (показ слайда)
Ей надо расти, затем гусеница превращается в куколку.
Проходит время, и из куколки появляется бабочка. (Показ слайда)
-Ребята, а где живут насекомые? (в коре деревьев, в траве, в земле)
-А чем они питаются? (нектаром, листьями)
-Чем они похожи? (6 лап, крылья, брюшко)
-Чем полезны насекомые? (опыляют цветы, дают мед)
-Чем вредны? (кусают, разносят микробы, поедают растения)
Сегодня мы с вами поговорим о некоторых их них.
Физминутка. «Насекомые»
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
От усталости упали. (Роняют ладони)
Загадки.
1. У нее так много ног-
Сосчитать не каждый б смог
В них такая путаница
Их хозяйка-(гусеница)
Я расскажу вам ребята, про гусеницу, которая стала бабочкой.
На одной поляне жила-была гусеница. Она ползала по земле, травинкам, листочкам. Она хорошо умела ползать, но ей очень хотелось научиться летать. На поляне было много жителей, и многие из них умели летать. Однажды гусеница спросила майского жука:
— Скажите, Майский Жук, как мне научиться летать?
Майский Жук посмотрел на нее насмешливо и сказал:
— Летать! Да у тебя даже нет крыльев! Рожденный ползать летать не может!
Он рассмеялся и улетел.
Гусеница огорчилась, но не отчаялась. Она обратилась с тем же вопросом к стрекозе:
— Стрекоза, Вы так быстро и красиво летаете, как мне научиться летать?
Стрекоза глянула на гусеницу и рассмеялась:
— Забудь! Рожденный ползать летать не может!
Гусеница расстроилась. Но она все равно хотела научиться летать, более того, она знала, что будет летать.
Жители поляны узнали от жука и стрекозы, что Гусеница хочет летать, и стали смеяться над ней; даже те, кто ползал и не летал, смеялись над Гусеницей, говоря: "Рожденный ползать летать не может — смирись, посмотри на нас: мы давно живем на этой поляне, ползаем и не летаем".
она поползла на большое дерево, поближе к небу. Жители поляны тут же стали еще больше над ней смеяться. И тогда, чтобы не слышать насмешек, Гусеница сплела себе кокон. Прошло какое-то время, и однажды утром жители поляны увидели прекрасную Бабочку. Ее крылышки переливались всеми цветами радуги в лучах солнца. Она грациозно перелетала с цветка на цветок. Жители зачарованно смотрели на нее — никогда еще на их поляне не было такого чуда. Они решили с ней познакомиться :
— Скажи, кто ты и откуда, прекрасная Бабочка?
Бабочка улыбнулась, хлопнула пару раз своими красивыми крылышками и сказала:
— Я Гусеница, сегодня вылетела из кокона вон с того большого дерева.
Жители поляны засмеялись: они не могли в это поверить. И наперебой восклицали:
— Не может быть! Гусеницы не летают!
Бабочка ничего им не ответила. Тогда жители помчались к большому дереву посмотреть на кокон, и что они увидели? Кокон был пуст. Гусеницы нигде не было.
(показ слайда)
2. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо (стрекоза)
-Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки.
(Показ слайда)
3. Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у вас за ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас (комар)
4. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам (божья коровка)
(Показ слайда)
У этих маленьких жучков очень привлекательная яркая внешность. Их раскраска запоминается с первого взгляда. Зачем же насекомому такой яркий наряд? Чтобы защищаться от врагов! Это предупреждающая окраска: «Я не съедобная!»- гласит она.
-Почему жуков называют божьими? Божий, значит, кроткий, безопасный.
-Божья коровка питается вредными насекомыми. (тлей).
5. Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит (муравей)
-Ребята, муравьи живут большими семьями, они строят свой большой дом из веточек, соломинок.
-Как называется дом муравьев? (муравейник)
Муравьи – сильные насекомые. Муравей поднимает груз в 50 раз тяжелее его самого. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их еще называют «санитарами леса».
(Показ слайда)
6. Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
(Показ слайда)
-Бабочки бывают маленькие и большие. Их тело покрыто мелкими чешуйками.
-Чем питается бабочка? (нектаром цветов)
-Ребята, а можно ловить бабочек? (Ответы детей)
Физминутка. «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась, (потянуться)
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась, (покружиться)
Три — нагнулась и присела, (нагнуться и присесть)
На четыре – полетела, (машем ладошками)
У реки остановилась
Над водою покружилась. (покружиться)
7. Целый день в цветах жужжит
С медом в улей свой спешит
Много меда запасла
Себе на зиму (пчела)
Показ слайда
Пчелы-медоносные насекомые.
Люди строят для них специальные домики - улья.
Интересно: У каждой пчелы есть 5 глаз,3 из них расположены на лбу (помогают различать свет и темноту, еще два находятся по бокам головы (нужны для кругового обзора).
Пчелы создают большие семьи, у каждого свои обязанности. Матка-откладывает яйца, рабочие пчелы осуществляют сбор нектара, кормят личинки и защищают улей, остальные занимаются строительством сот.
Насекомые питаются нектаром и пыльцой растений.
Для того, чтобы выжить осенью и зимой, пчелы усиленно трудятся весной и летом.
В первую очередь, пчелы сами питаются медом. Они добывают нектар, после его обработки складывают в соты, после наполнения соты запечатывают. Так получается мед: липовый, степной, полевой, горный.
Показ видео фильма о жизни пчел.
-Ребята, как много интересного мы сегодня узнали о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.
(Дети рассказывают о встречах с насекомыми.)
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
Д/ и: «Назови ласково», «Чьи крылья», «Что сначала, что потом», «Кто лишний?», «Кто, где живет?», «Как появляется бабочка?», «Кто это?», «Какие насекомые приносят пользу, а какие вред?», «Один – много».