Светлана Гацько
«Беседа о Севере». Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Обобщить и закрепить представление детей о Севере.
• Прививать интерес к народам живущим там.
• Вспомнить и уточнить, чем богат северный край.
• Закрепить знания детей о тайге и тундре.
• Воспитывать уважение к труду оленеводов и нефтяников.
Связная речь:
• Учить детей составлять связанный рассказ, дополнять друг друга.
• Развивать память, логическое мышление.
• Учить строить полные, распространенные предложения.
Словарь:
Публикация «„Беседа о Севере“, Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Активизировать в речи детей слова: чум, тундра, тайга, кисы, нарты, геологи, буровики, оленеводы, малица.
Звуковая культура речи:
• Следить за правильным, четким произношением слов.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Дети! Наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Дети, скажите, где бывает короткое лето и длинная зима?
- На Севере!
Кто знает в какой области мы живем?
- В Тюменской
- Чем богата Тюменская область?
- Нефтью, газом, лесами, пушниной
- Как называется город где мы живем?
- Ноябрьск
Кто может обьяснить название города?
- Высадился десант в ноябре
- Что за лес окружает наш город?
- Тайга
- Кто может рассказать о тайге?
Рассказы детей о тайге.
В тайге много ягод, грибов, зверей, птиц. Деревья в основном хвойные: сосна, кедр, ель. У них вместо листьев – иголки – хвоя. Хвоя у хвойных деревьев разная: у ели – твердая, колючая. У кедра – длинная и мягкая. У сосны – длинная и твердая. Хвоинки, теже листья, только необычной формы. Нет у хвойных деревьев и цветков. Это растение с шишками. В шишках находятся семена, из которых вырастают молодые деревья. Семена в шишках – любимое лакомство многих лесных зверей. Ими питаются белки, мыши, кабаны и медведи. Люди тоже едят семена хвойных – орешки. В стволах у хвойных много смолы. Если кто поранит дерево, смола быстро залечит рану. Хвойные деревья самые большие и неприхотливые. Им солнца нужно не так много, засухи они не боятся и сильный мороз им не страшен. Почва может быть самой бедной, неплодородной.
- Кто может перечислить животных обитающих в тайге?
- Лось, лиса, белка, соболь, волк, медведь, рысь, кабан, заяц, бурундук.
- Дети, кроме тайги, что еще есть на Севере?
- Тундра
Дальше на Севере еще холодней и там вечная мерзлота.
Деревья большие не могут расти на вечной мерзлоте, растут только карликовые, меньше человеческого роста – это место называется тундрой. Зимой вся тундра покрыта снегом, зато летом очень красиво, появляются цветы. В тундре растет много ягод: брусника, клюква, морошка, голубика. В тундре нет поездов, нет автомобилей и люди ездят на оленях, запряженных в низкие сани-нарты.
- Кто может рассказать о северных оленях?
- северные олени быстро бегают, их запрягают в упряжки. Едят олени мох, ягоды, грибы. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.
А еще в тундре живут куропатки, медведи, волки, песцы. В море – моржи, тюлени, белые медведи.
- Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера?
- Ханты, манси, ненцы, коми
- Чем они занимаются?
- Охотой, рыбной ловлей, оленеводством
- Кто может рассказать о коренных жителях Севера?
Коренное население живет в чумах. Чум строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в чум живет старая семья, а новая – в конце чума. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой – малицы, кисы.
Оленеводы и охотники переезжают с места на место и чум – дом возят с собой.
- Дети, какое чудо бывает на севере?
- Северное сияние. Это очень красивое зрелище. Северное сияние как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.
- кто прочтет стихотворение о северном сиянии?
ФИЗМИНУТКА
- Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае?
- Нефть, газ
- Кто из вас может рассказать о нефти?
Когда то большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше и листва была пышнее и гуще. Росли они на болотах, им требовалось много влаги. Корни были не глубокие, ветер легко валил деревья. Деревья таким образом гнили и от этого образовалась в пластах нефть.
- Дети, люди какой профессии нужны, чтобы отыскивать полезные ископаемые?
- Геологи
- Что вы знаете о профессии геологов?
Полезные ископаемые находятся глубоко под землей. Чтобы их найти, создаются геологоразведочные партии. Геологи ищут месторождения, наносят на карты. Им приходится очень долго искать, расследовать землю и жить далеко от своего дома, своих родных. Они бывают очень счастливы, когда находят нефть, их труд приносит пользу нашей стране.
- Геологи нашли в нашем крае нефть, а кто ее добывает?
- Нефтяники, буровики
- Кто из детей может рассказать о труде нефтяников-буровиков?
Разведав месторождение нефти, вышкомонтажники устанавливают буровые вышки. Начинается добыча нефти. При помощи трубобура бурится земля до пласта с нефтью. При помощи насосов нефть перекачивают в большие резервуары, где она хранится. Добывать нефть нелегко. И днем, и ночью буровики несут свою не легкую вахту. Трудятся дружно, добросовестно, чтобы добыть больше нефти. Своим трудом буровики также украшают и обогащают нашу Родину.
- Кто может вспомнить и рассказать стихотворения о буровиках?
И так, мы обобщили ваши знания о Севере. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес». Тема нашей игры «Север».
Юла со стрелкой.
Круг с делениями и очками.
Счетные палочки, три команды, приз!-главный.
Слова: кисы, чум, малица, олень.
В конце игры подводятся итоги, подсчитываются очки, награждаются победители.