Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»
Обучение грамоте
Тема: Согласные звуки {К,к'}, буквы К,К
(старшая группа)
Воспитатель: Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г
Цель:
Публикация «Занятие по обучению грамоте, Звук и буква „К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы. Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к], познакомить с буквами К, к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец).
Развивающие: развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Воспитательные: учить умению слушать друг друга и воспитателя.
Оборудование: интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К, К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту».
Ход занятия
I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы, расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы, а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)
На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)
Назовите буквы в первом ряду?
(а, о, у, и, ы)
Какие это буквы? (гласные)
Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)
Назовите буквы во втором ряду?
(б, п, д, т, з, с,г)
Какие это буквы? (согласные)
Почему они согласные? (звуки, при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)
Чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы пишем, звуки произносим)
II. Кто это? (лягушка)
Как квакает лягушка? (Ква – ква)
(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук.)
Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]).
Сегодня мы познакомимся со звуком [к, к] и буквой К, к
Ребята давайте посмотрим на доску.
Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)
Найдите одинаковый звук в этих словах? (звук [ к ])
У меня на картинке изображен «кот» и «кит»
Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо)
Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит? (мягко)
Вывод: звук [ к ] может быть твердым и мягким.
Произнесем еще раз звук [ к ], [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)
Какой же это звук? (согласный)
Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(звуки, при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»
Придумайте слова в которых есть звук [ к, к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)
Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]
(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)
III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К.
Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к, к ] на письме обозначается буквой К.
Рассмотрим букву К. (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.
А сейчас от гадайте ка загадку.
«Семь одежек и все без застежек»
Что это?
Дети: капуста
Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы? (синим)
Закрасим букву К синим цветом.
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Игра: «Доскажи словечко» с мячом.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я (капуста).
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится (кошки)
Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня (коньки)
Кто альбом раскрасит наш.
Ну конечно (карандаш).Садимся да столы.
Воспитатель: ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.
Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]
Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К. сколько нужно взять палочек? (Три)
Как вы будете выполнять задание?
(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)
Посмотрите на печатные буквы К на доске.
(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)
Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку.
Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К. (слог образует гласная буква).
Итог: С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и к
Чем отличаются эти звуки?
Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.