Ольга Морозова
Знакомство со звуковой стороной речи. Занятие по обучению грамоте в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в средней группе
Цель: знакомство со звуковой стороной речи
Задачи:
Образовательная – познакомить с понятиями «слово», «звук», «буква».
Публикация «Знакомство со звуковой стороной речи, Занятие по обучению грамоте в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Развивающая – развивать фонематический слух и подготовку к овладению звукового анализа слова (усвоению способа выделения звука в слове). Учить сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твёрдые и мягкие согласные); познакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, звуки в словах произносятся в определённой последовательности, слова бывают длинные и короткие; учить детей интонационному выделению первого звука в слове; учить называть слова с заданным звуком. Подготовка детей к письму: штриховка контура предметов, не заходя за контур в заданном направлении (слева направо, сверху вниз, наклонно); написание печатных букв; выкладывание букв при помощи плоскостных предметов; определять букву на ощупь.
Воспитательная - создать хорошее настроение, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Методы:
• Словесные
• Наглядные
• Игровые
Занятие 33 (итоговое)
1. Загадка о лесе. Сообщение о том, что лес - наш друг, что его нужно беречь. Сегодня дети побывают в лесу, а отправятся они туда на паровозике. Уточнить песенку «Поезда» - (ч-ч-ч).
2. Уточнить, где живут осы (в осином гнезде, какой звук выделили в слове ОССССА (с- с-с, чья эта песенка? (водички). А какой это звук? (согласный, где слышится этот звук? (в середине слова). Повторить Чистоговорки на звук «С» :
Са-са-са - ой-ой-ой летит оса.
Сы-сы-сы - не боимся мы осы.
Ос-ос-ос - на поляне много ос.
3. Дети подходят к «болоту». Уточнить форму болота (О, какую букву напоминает, какой это звук? (гласный). Цапли живут на этом болоте. Покажите, дети, как цапли ходят вокруг болота. Какой звук в слове ЦЦЦАПЛЯ я выделила? (Ц). Какой это звук? (согласный).
4. А какая рыба живёт в реке на звук «Щ***»? (щука). Какой звук выделила в слове ЩЩЩУКА? (Щ). Где стоит этот звук? (в начале). Повторим Чистоговорки на звук «Щ» : ащ-ащ-ащ-ач-ач-ач, ча-ча-ча-ща-ща-ща, щи-щи-щи - ищи, щу-шу-щу - ищу.
5. Дети подходят к пеньку, где сидит заяц. Кто это? (заяц). Какой первый звук в этом слове? (3). Чья эта песенка? (комара). Вспомним стихотворение «Заяц» с имитацией. «Мчится заяц от лисы, (показали уши зайца и побежали)
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути, (встали, руки вверх)
От погони не уйти.
Нет спасения в бору,
Прыгнул к ёжику в нору. (прыжок в крут)
Дети читают стихотворение вместе с воспитателем.
6. Дети подходят к дереву с жуком на ветке. Читают по очереди стихотворение «Майский жук» : Я весёлый майский жук знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу? Потому что я жужжу.
Какой звук я выделила в слове ЖЖЖУК? (Ж). Какой это звук? (согласный, произносится отрывисто). Чья эта песенка? (жука). Если жук далеко, песенка жука какая? (тихая). А если жук близко? (громкая). Где слышится этот звук? (в начале).
7. Загадка о ёлке. Подходим к ёлке. Что это на ёлке? (шишки). Какой звук я выделила в слове ШШШИШКИ? (Ш). Какой это звук? (согласный). Где слышится этот звук? (в начале, середине). Чья эта песенка? (деревьев). Повторим Чистоговорки: ша-ша-ша
- мама моет малыша, шу-шу-шу - дали кашу малышу, ыш-ыш-ыш - подрастает наш малыш (произносить индивидуально). Вспомним стихотворение о Маше:
«Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай».
А теперь снимем шишки с ёлки. Шишки непростые. К ним прикреплены мешочки.
А что в мешочках? (буквы). Какой звук скрывается в твоей букве Саша? Таня? - определение на ощупь.
8. В лесу много разных деревьев, кустарников, можно заблудиться. А что нужно прокричать, когда заблудишься? (АУ). Какие это звуки? (гласные).
Лес - это дом многих зверей и птиц. Тёплые лучи солнца разбудили жаворонка. Он встрепенулся, расправил крылья и взлетел высоко-высоко. Там повис маленькой точкой и запел голосисто. Его песенка рассыпалась по земле. Упала нотка на землю
- земля поёт, на цветок - цветок поёт. И все поют приход весны. (Грамзапись с голосами птиц). Давайте не будем мешать, тихонько уйдём из леса.
Составила:
Морозова Ольга Николаевна
воспитатель 1 категории МБДОУ
«Д/сад «Колобок» общеразвивающего
вида» г. Алдан, Республика Саха (Якутия)