Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Живые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: Воспитатель играет с детьми в игру «Стучалочка», в которой дети простукивают звонкие и глухие согласные звуки; в игру «Эхо», в которой дети пропевают гласные звуки. На таблице Н. Зайцева дети показывают мягкое и твёрдое слияние согласных звуков с гласными.
Содержание непосредственно организованной деятельности.
1. Создание мотивации помощи и познавательной мотивации.
2. Образно – игровое развитие.
3. Введение в грамоту. 1) Формирование полноценной звуковой стороны речи:
а) воспитание артикуляционных навыков; б) правильного звукопроизношения;
Публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе „Живые звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
в) воспроизведение слоговой структуры слова; г) развитие фонетического восприятия;
2). Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
3). Развитие наглядно – образного мышления посредством использования звуковых моделей слияния звуков.
4). Создание условий для усвоения знаковой системы языка с помощью образно – символических средств.
5). Формирование способности обобщать познавательный опыт с помощью наглядных средств.
6). Совершенствование способности детей к звукобуквенному анализу.
7). Развитие способности соединять согласные и гласные звуки в слоги – слияния.
8). Развитие способности строить предметную модель слова.
9). Совершенствование деятельности чтения.
Стимульный материал: модели звуков в виде синих и красных маркированных облачков, синие согласные и красные гласные буквы, склады из большой и маленькой песенки таблицы Н. Зайцева, сине – красные и зелёно – красные предметные модели слияния звуков, модели домиков из ДСП, схематические модели звуков в виде квадратов красного, синего и зеленого цвета, предметные картинки, фишки, игра – пособие «Соедини звуки в слове», аудиозапись «волшебной» музыки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру:
Спал звук и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Прозвучал и потянулся
Взвился вверх и полетел.
- Как легко и хорошо летают, переливаются и вьются звуки в Волшебной Стране звуков.
2. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт,противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).
Но звуки слишком долго спали, а когда проснулись, то не нашли своих домиков. Домики в Волшебной Стране звуков тоже лёгкие, они могут перемещаться, перелетать. Вот и пригорюнились наши звуки, а как найти свой домик они не знают.
- Поможем волшебным звукам найти свои домики? (Да).
- А чтобы попасть в Волшебную страну звуков, нам надо превратиться в лёгких звуковичков.
3. Образно – игровое развитие.
Звучит музыка, дети кружатся, «разлетаются» и «слетаются» вместе.
Мы поём и танцуем
В Волшебной Стране.
Мы звуки «живые»
Живём мы везде.
Я и ты – Звуковичок
Среди нас есть новичок?
- Я думаю, что вы все Звуковички опытные, а если найдётся среди вас новичок, то вы поможете ему. Итак, расселяем звуки в свои домики
4. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
- Давайте поиграем в игру «В каком домике живет звук?». Перед детьми выставлены несколько моделей звуков в виде квадратов. Ребенок выбирает «Звуковичка», правильно произносит звук, называет букву, которая соответствует этому звуку и вывешивает его в модель домика: в красном домике «живут» гласные звуки; в синем – согласные твердые звуки; в зеленом – согласные мягкие звуки. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Победил тот, кто больше всех правильно «расселил» звуки в домики.
- А сейчас поиграем в другую игру «Кто больше?». Воспитатель показывает детям модель согласного звука, например звук «П», просит «расселить» твердый и мягкий звук «П» по своим домикам – синий и зеленый. Затем дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на твердый и мягкий звук «П». За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
Игра «Соедини звуки в слове».
Описание игровых действий. Воспитатель говорит: «мы познакомились со звуками – облачками. А сейчас знакомые облачка будут сливаться вместе, если мы будем произносить слова. Какие же слова нам нужно написать, а затем произнести, чтобы облачка слились в один домик».
Игра проходит поэтапно:
1. Дети смотрят на маркированные облачка, которые стоят в нижнем ряду (6). Облачка «подсказывают» какую букву надо взять из ряда 1 и поставить в ряд 4.
2. Затем дети сливают звуки – облачка и по отдельным слогам строят звуковую предметную модель слова в ряду 5.
3. Слитно по слогам читают слово и ставят соответственно в ряд 3 картинку, на которой изображены рамы. Те же действия производят с другими помеченными облачками, в ряду 5 строят звуковую модель слова «мак», а в ряд 3 ставят картинку с изображением цветка мака. В ходе игровых действий у детей развиваются исследовательские качества, зрительная ориентация, наглядно – образное мышление. Игры – пособия облегчают обучение детей работе в парах, организации самопроверки, взаимопроверки. То, что детям известен алгоритм работы в игре-пособии – прекрасный стимул в процессе обучения. Детей не покидает чувство радости и успеха в течение всей непосредственно образовательной деятельности.
Физкультминутка.
- Я знаю, что у звуковичков есть любимая игра, а как она называется?
- «Непоседливые звуки».
- Хотите в неё поиграть? (ДА)
- Слово «ГРОМ». Какие в нём звуки? (Дети называют звуки в слове).
- А в слове «ШУМ»?
Давайте договоримся, кто каким звуком будет. Аня, ты каким звуком будешь?
Дети называют звук, которым они хотят быть и строят 2 слова – «ГРОМ» и «ШУМ».
Правила игры: звучит бубен – звуки рассыпаются. Тишина – звуки соединяются в слова.
- Все звуки соединились правильно?
- Да!
- Ты какой звук?
- Я – «Ш» и т. д.
- Какое слово получилось?
- Шум!
- Молодцы, правильно!
- А теперь сказка о звуке. Воспитатель предлагает детям послушать свою сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке «А». «Жил-был звук «А». Он любил петь, широко открывая рот: «А –А». Иногда звук «А» пел очень тихо: «А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку «А» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «А-А-А-А-А-А». Бывали времена, когда звук «А» играл на барабане: АааааААааа. А еще звук «А» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук «А» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса».
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто придумал самую интересную сказку.
Следующая игра - «Загадки поющих звуков, или подскажи словечко». В этой игре дети закрепляют знание артикуляции гласных звуков. Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
- Шире всех открывает рот звук…
- Губы трубочкой вытягивает звук….
- На вытянутый кружок губы похожи у звука….
- Самая широкая улыбка у звука…
- Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
- Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…
- Поиграем в игру «Где спрятался звук?». В звуковом домике воспитатель выставляет модель звука «Звуковичка». Дети дают характеристику этому звуку: гласный /согласный, твердый \ мягкий, звонкий \ глухой. На столе перед детьми воспитатель выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
- Следующая игра «Собери слово». Воспитатель раздает карточки с картинкой и пустыми клеточками - «домиками». У каждого ребенка на столе лежит коробка со складами и моделями звуков в виде квадратов и прямоугольников. Воспитатель дает детям задание собрать из моделей звуков – «Звуковичков», слова, изображенные на карточке, т. е. «поселить каждого «Звуковичка» в свой домик». Побеждает тот, кто быстрее всех соберет слово.
- Радуются звуки в Волшебной Стране, они очень хорошо научились находить свои домики.
5. Обратное превращение.
6. Оценка хода и результата игры.