МААМ-картинки

НОД «Знакомство детей с шахматными фигурами»

Ершова Алена Александровна
НОД «Знакомство детей с шахматными фигурами»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по НОД область Познание «Знакомство детей с шахматными фигурами»

Тема: Знакомство детей с шахматными фигурами.

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами, развивать ориентирование шахматных фигур на шахматной доске, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Публикация «НОД „Знакомство детей с шахматными фигурами“» размещена в разделах

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, комплект вырезанных из картона элементов шахматных фигур, простые карандаши и листы формата А-4 для раскрашивания шахматных фигур на бумаге

Ход УРОКА

1. Вступительная часть

- Добрый день ребята! Мы с Вами на прошлых уроках многое узнали о шахматной доске.

Давайте вспомним:

-Сколько цветов на шахматной доске?

-Покажите горизонталь?

-Покажите вертикаль?

-Покажите диагональ?

-Сколько клеточек на шахматной доске?

-Как называют игроков в шахматной партии?

Сегодня у нас с Вами будет знакомство с жителями шахматной доски, жителей много и у каждого своего статуса на шахматной доске. Многие из вас знают сказки про Королей и Королев, они являются главными персонажами любой сказки.

2. Основная часть.

Учитель: Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие червствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

Какие шахматные фигуры вы знаете, может слышали, может быть вы опишите как они выглядят?

В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Детям показываю первые шахматные фигуры : белая и черная пешка.!

Ученики хором повторяют три раза: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем, белым и черным слоном, белым и черным ферзем, белым и черным королем.

Учитель:

На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Показываю детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах).

Учитель: раздаю каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте.

3. Дидактическая игра:

А теперь мы с Вами поиграем в игру "Волшебный мешочек"

В непрозрачном мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру, название которого оглашает учитель.

"Поиграем – угадаем". Загадываю одну из фигур (или прячу ее в кулаке, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Зачёркивание". Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.

На ученической доске даны слова

КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)

БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)

УСПЕХШКАФ (Пешка.)

БАЛБАДЬЯ (Ладья.)

ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)

ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)

Вот вам листочки и карандаши.

Предлагаю детям зарисовать все силуэты шахматных фигур на листах формата А-4 и вырезать полюбившиеся фигуры.

4. Физкультминутка

Исходное положение - сидя на стуле.

Раз и два, и три, четыре – ( руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся – (руки на плечи,

В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)

Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)

Отдохнула голова. (вращение головы)

Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения

Охватить нам нужно всех. для глаз)

Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

И про друга не забыть! (погладить соседа)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

5. Закрепление: Я по одной поднимаю шахматные фигуры, прошу ребят назвать их и поднять такую же.

А теперь ребятки необходимо отгадать загадки про шахматные фигурки.

1. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)

2. Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит. (Слон)

3. Продвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

5. Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья)

4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)

5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)

6. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры)

7. Какой король не умеет говорить? (шахматный)

8. На доске есть у меня две лошадки – два (коня) Молодцы!

6. Итог

- Скажите, что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Сколько фигур принимает участие в сражении с каждой стороны?

- Назовите фигуры которых на шахматном поле по двое?

- Назовите фигуры которых на шахматном поле по одному?

- Какая фигура самая главная в шахматной игре?

- Какая фигура самая высокая на шахматной доске?

- На этом наше первоначальное знакомство с шахматными фигурами подошло к концу, спасибо всем за активное участие.

Литература

1. И. Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе» : Для начальных классов общеобразовательных учреждений» ( Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку» Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку» Задачи: • развивать умение.

Дидактические игры с геометрическими фигурамиДидактические игры с геометрическими фигурами Игры предназначены для детей средней группы. Всем нам известно, что для дошкольников игра - это ведущий вид деятельности. Поэтому, мы стараемся.

Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗДидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗ Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю пополнить вашу копилочку дидактических игр с геометрическими фигурами и не только в группе детей.

Дидактическая игра с геометрическими фигурами из бросового материала для детей 4–5 летДидактическая игра с геометрическими фигурами из бросового материала для детей 4–5 лет Игра с геометрическими фигурами развивает математические способности, речь, память, мышление ребенка и, конечно, фантазию. Материалом для.

Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами»Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Математические загадки. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с фигурами» .

Интеллектуальная игра с геометрическими фигурами «Выложи узор» для детей младшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра с геометрическими фигурами «Выложи узор» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: - развивать умение различать и называть геометрические фигуры, определять их по форме и цвету; -анализировать положение предметов.

Мастер-класс по конструированию из бросового материала «Курочка» для самостоятельной деятельности детей с готовыми фигурамиМастер-класс по конструированию из бросового материала «Курочка» для самостоятельной деятельности детей с готовыми фигурами Цель: изготовить персонажа птичьего двора для самостоятельной деятельности детей средней группы – курочку. Цыплят дети сделали самостоятельно.

Конспект НОД «Знакомство с геометрическими фигурами» Возраст: 3-4 года Форма проведения: образовательное событие Вид детской деятельности: познавательная деятельность Модель организации образовательного.

Оформление участка снежными фигурамиОформление участка снежными фигурами Каждый год зимой, мы начинаем преображать свой зимний участок детского сада, в сказочное королевство. Воспитателям необходимо продумать.

Развлечение «Путешествие с геометрическими фигурами»Развлечение «Путешествие с геометрическими фигурами» В рамках проекта [h3]"Волшебный мир геометрических фигур[/h3]" мы с ребятами совершили путешествие на пиратский остров. Предлагаю и вам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Знакомство детей с шахматными фигурами»
Опубликовано: 29 июня 2022 в 19:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Знакомство детей с шахматными фигурами»» (включая файлы) размещена пользователем Ершова Алена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД