Александра Винявская
Занятие по математическому развитию для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить освоению состава числа; упражнять в количественном, порядковом и обратном счете, различении цифр, цвета, формы; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать логические связи, способность к анализированию. Воспитывать умению выполнять задание до конца, терпеливо дождаться выполнения задания товарища, при необходимости помочь советом, воспитывать интерес к математическим учебно-игровым занятиям.
Методические приемы:
1 Орг. момент.
2. Создание игровой ситуации.
Публикация «Занятие по математическому развитию для старшего дошкольного возраста „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2014
3. Упражнение «Состав числа из единиц и двух меньших».
4. Игровое упражнение «Вопросы и ответы» (порядковый счет).
5. Физминутка «Дни недели».
6. Использование средств ТСО.
7. Дидактическая игра: «Найди фигуру».
8. Подведение итогов.
Оборудование:
Логические блоки «Дьенеша»; счетные палочки «Кюизенера»; карточки – задания, плоский вариант палочек Кюизенера.
Ход занятия.
- Ребята, вы любите путешествовать? Узнавать что-то новое, интересное, открывать неизведанное? Я приглашаю вас совершить необыкновенное путешествие. Скажите, какое время года сейчас?
-Весна.
-А какой месяц?
-Апрель.
-Правильно! Акакой праздник мы празднуем в апреле?
- День космонавтики!
-Правильно!
-а теперь угадайте на чем мы будем путешествовать :
Загадка:
Там, где нет от солнца света,
Мчится в космосе.
(ракета)
В ней, скафандр прочный сняв,
Отдыхает.
(космонавт)
-Правильно, путешествовать будем на ракете, а мы станем космонавтами. Путешествие наше продлится целые сутки! А кто скажет – из каких частей состоят сутки?
-утро, день, вечер, ночь.
-Ребята, но космонавты- это не просто путешественники, они занимаются сложной научной работой. Вот и мы с вами отправимся в научную экспедицию, занимайте места и в путь!
Чтобы космонавтом стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте – ка,
Арифметика!
Упражнение «Состав числа из единиц и двух меньших». Палочки Кюизенера.
Дети рассаживаются за столы, перед ними лежат изображения ракет.
- Внимательно послушайте задание :
-Космические корабли выводят на орбиту космические модули. а в них находятся пассажиры. Вспомните как называют космических пассажиров? (космонавты) .
Присоедините к космическому кораблю 3 красных космических модуля.
Красная палочка это какое число?
Ответы детей : 4.
-рассадите космонавтов так, чтобы число их не повторялось.
-рассадили? Поехали!
-Сколько пассажиров едет в первом красном вагоне?
Ответы детей – 4.
-Что ты сделала, чтобы узнать это?
Ответы детей : я положила четыре белых палочек.
-а белая палочка это какая цифра?
Ответы детей - один.
-Значит, число 4 из скольких единиц состоит?
Ответы детей- число 4 состоит из четырех единиц.
-Выложи пожалуйста на мольберте свой вариант.
-а сколько пассажиров в красном вагоне едет у тебя?
Ответы детей – 4.
-что ты сделал, чтобы узнать это?
Ответы детей – я положил две розовые палочки.
-значит число 4 состоит из скольких цифр?
Ответы детей – число 4 состоит из цифр 2 и 2.
-Выложи свой вариант на мольберте. А у тебя в красном вагоне сколько пассажиров едет?
Ответы детей – 4.
- что ты сделал, чтобы узнать это?
Ответы детей – я положил голубую палочку – цифру и белую –
цифру 1.
-значит число 4 состоит из цифры 3 и 1.
-Поздравляю! С первой задачей вы справились. Оставляйте свои космические модули на орбите. (складываем палочки в коробку).
Теперь расставьте модули так, чтобы белый был между голубым и черным, а рядом с черным был желтый.
Ответ: 4 модуля– голубой, белый, черный, желтый.
- Составили? Летим дальше! А в пути мы поиграем в игру «Вопросы и ответы» один вопрос задаю я, а другой кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопрос по аналогии).
Дидактическая игра: «Вопросы и ответы».
-Сколько всего модулей пристыковалось к космическому кораблю?
-Какой по счету белый модуль?
-Какой по счету модуль между белым и желтым?
-Какой по счету стоит желтый модуль?
- Какой по счету модуль рядом с белым, но не черный?
-Какой модуль по счету самый короткий и самый длинный?
Ответы и аналогичные вопросы детей.
-А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем.
Физминутка.
В понедельник я стирала, (имитирующие движения руками)
Пол во вторник подметала, (наклонившись «подметаем»)
В среду я пекла калач, (руки перед грудью упражнение «валик»)
Весь четверг играла в мяч, (прыжки)
Чашки в пятницу помыла, (руки перед грудью, согнуты в локтях, кисти раскрыты - – имитирующие круговые движения)
А в субботу торт купила, (руки над головой «пирамида»)
Всех подружек в воскресенье (руки разводим в стороны, поднимаем и опускаем).
Позвала на День рожденья!
-Ну вот, ребята, мы прибыли на неизвестную планету. Посмотрите, вся поверхность её чем-то усыпана. Что это?
-Геометрические фигуры. (на ковре рассыпаны блоки Дьенеша).
-Да, это осколки метеоритов. Нам нужно взять с собой некоторые образцы, которые представляют собой научную ценность. А вот карточки - задания каждому. Вы должны собрать те фигуры, которые зашифрованы.
(Освоение умения сравнивать, классифицировать объекты по четырем признакам).
-Молодцы! Эти фигуры мы заберем с собой на Землю для дальнейших исследований. Ну а остальные фигуры нужно разложить по отсекам.
Игра с 3 обручами. (серия игр с 3 обручами, блоки Дьенеша).
- Задание: Разложите фигуры так, чтобы в синем отсеке были круглые фигуры, а в красном все большие. Остальные фигуры поместите в желтый отсек.
(Выполняя задание, заметив ошибку дети говорят «Стоп», и допустивший ошибку или исправляет неточность или пропускает ход. Пользуясь отрицанием «не», союзом «и», дети называют получившиеся группы предметов, характеризуют предметы, остающиеся вне обручей.)
- Вы хорошо справились с заданием. Ребята, из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю! Теперь внимание! Встаньте в круг, начинается спуск и отсчет времени. Закройте глаза и вполголоса сосчитайте от 1 до 10.
- Благодаря нашей слаженной и дружной работе мы совершили мягкую посадку.
Вывод (в кругу с мячом) :
-Что интересного вы узнали на занятии?
- Что понравилось больше всего?
-Какое задание было самым трудным?
-Какое задание было самым легким?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
-За что ты похвалил бы себя?
И я вас, ребята, всех хвалю и говорю всем большое спасибо за работу на занятии. И хочу вручить вам звездочки и считаю, что теперь вы можете называться «Звездной» командой!
Список используемой литературы:
1. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб, 2007.
2. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет -
СПб., 1998.
3. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет – М., 1997.